Маруся Климова

Маруся Климова всю жизнь прожила в Петербурге, за исключением нескольких недель, проведенных в Москве, и нескольких лет, проведенных в Париже, где она близко познакомилась с вдовой Луи-Фердинанда Селина Люсетт Детуш. Последняя поделилась с Марусей секретом литературного успеха своего мужа и передала ей заветные "три карты", которые чудом уцелели после того, как в освобожденном Париже дом Селина был разгромлен американскими солдатами.

Однажды каннский триумфатор Чен Кайге, столкнулся у Люсетт Детуш с Марусей Климовой лбом, после чего решил окончательно распрощаться со всеми своими наложницами. Увы, благозвучное для русского слуха имя "Маруся" мало что говорит уху французскому, поэтому в памяти парижской богемы Маруся Климова запечатлелась как внучка Ленина, благодаря не слишком удачной шутке адвоката Бокассы Франсуа Жибо. Сейчас юный друг Франсуа Жибо, солист группы "2 be 3" Филипп Николич готовит свой новый альбом с песней на эту тему, посвященной Марусе ("Там сидел сам Ленин, рядом с ним - Маруся..."). Этим можно объяснить и тот факт, что являясь одним из основателей и лидеров движения "Аристократический выбор России", некоторые свои публикации она подписывает "Маруся Климова фон Ленин".

Помимо Селина ("Смерть в кредит", "Из замка в замок") с легкой руки Маруси в русскую литературу вошел Кэрель. Впрочем, не только в литературу: в рейтинговом листе самых популярных персонажей русского фольклора матрос Жорж Кэрель прочно утвердился сразу же вслед за Чапаевым и Штирлицем, потеснив с третьей позиции подпоручика Ржевского. Выражение "Мы с тобой как два Кэреля" стало поговоркой.

Оригинальный роман Маруси "Голубая кровь" наделал много шуму, на голову писательницы обрушились обвинения в маргинальности. Тем не менее, роман был номинирован на премию "Северная Пальмира", но премии не получил. Говорят, один из членов жюри, композитор Андрей Петров, совсем было излечившийся от своего недуга, ознакомившись с книгой, снова стал сильно заикаться. По мнению рецензента "Лимонки", именно книги Маруси послужили причиной преждевременной кончины академика Лихачева. Этот факт тяжело подействовал на Марусю и заставил ее многое переосмыслить в своей жизни.

Продолжающий лучшие традиции пушкинской прозы второй роман Маруси "Домик в Буа-Коломб" стал заметным явлением отечественной культуры. Вскоре после его выхода в свет писательница была удостоена Рокфеллеровской премии "за создание образа русского интеллигента с человеческим лицом". Премию в торжественной обстановке вручил глава "Новой Академии Изящных Искусств" Тимур Новиков. Почти все премиальные были потрачены Марусей на благотворительные цели, в частности, на проведение фестиваля петербургского декаданса "Темные ночи". В настоящий момент на возглавляемой писательницей фабрике Грез Маруси Климовой идет интенсивная подготовка к печати сборника "Петербургский декаданс: конец второго тысячелетия".

К сожалению, желание Маруси несколько оживить образ великого русского поэта и внести посильную лепту в празднование пушкинского юбилея не всеми было правильно истолковано. Изданный ею (совместно с Дмитрием Волчеком, Ярославом Могутиным и Вячеславом Кондратовичем) журнал "Дантес" был охарактеризован критикой как "глумливый порнографический листок питерской богемы".

Отец Маруси был капитаном, брат пошел по его стопам. С детства Маруся слушала байки из морской жизни, которые наложили неизгладимый отпечаток на ее психику. Сборник "Морские рассказы" - тому ярчайшее свидетельство.

Роман "Белокурые Бестии" окончательно закрепил за Марусей Климовой репутацию самого гуманного прозаика современности. Критики в один голос твердят о доброте писательницы, относящейся с глубоким сочувствием к своим персонажам, большинство из которых - извращенцы и психически ненормальные люди.


Библиография

I Книги:

роман "Голубая кровь" (СПб, "Мифрил", 1996 -- номинирован на литературную премию "Северная Пальмира" за 1997; переиздание: СПб, "Митин Журнал", 1999, Общество друзей Л.-Ф.Селина", 2000),
роман "Домик в Буа-Коломб" (СПБ, "Митин Журнал", 1998, перевод на немецкий в "Schreibheft", N54, Essen, May 2000, на италянский в "Schegge di Russia ", Roma, 2002),
"Морские рассказы" (СПБ, "Митин Журнал", 1999; пер. на французский в "Lettres russes", N32, Paris, 2003),
"Белокурые бестии" (роман) (СПб, "Съти", 2001 -- номинирован на премию Национальный Бестселлер за 2001 год)
"Моя история русской литературы" (СПб, "Гуманитарная Академия", 2004)
"Парижские встречи" (СПб, "Ретро", 2004)
Л.-Ф. Селин "Смерть в кредит" (перевод с французского, Москва, "Мокин", 1994; 2-е издание: Харьков, "Фолио", 1999: СПб, "Ретро", 2003),
Жан Жене "Кэрель" (перевод с французского, СПб, "ИНА-пресс", 1995),
Дитрих фон Гильдебрандт "Святость и активность" (перевод с немецкого, СПб, "Ступени", 1995),
Л.-Ф. Селин "Из замка в замок" (перевод с французского, СПб, "Евразия", 1998; 2-е издание: Харьков, "Фолио", 1999: СПб, "Ретро", 2003),
Ф. Жибо "Китайцам и собакам вход воспрещен" (перевод с французского, СПб, "Евразия", 1998).
Четыре шага в бреду. Французская маргинальная проза первой половины 20 века. (Спб, "Гуманитарная академия", 2000, 2-е изд. 2002)
"Селин в России. Материалы и исследования" (составление, вступительная статья, комментарии) (СПб, "Общество Друзей Селина", 2000)
Л.-Ф. Селин "Интервью с профессором Y" (пер.с фр.) (СПб, "Общество Друзей Л.-Ф. Селина", 2001; СПб, "Ретро", 2003)
П.Гийота. "Проституция" (пер. с фр.), (Тверь, KOLONNA Publications", 2002);
Л.-Ф. Селин. "Север" (пер. с фр.) (СПб, Ретро, 2003);
Л.-Ф. Селин. "Ригодон" (пе.с фр) (СПб, Ретро, 2003);
М.Виттиг. "Лесбийское тело" (пер.с фр.) (Тверь, KOLONNA Publications,2004);
П. Гийота "Эдем, Эдем, Эдем" (Тверь, KOLONNA Publications", 2004);
Л.-Ф. Селин. Громы и молнии: пьесы, либретто, сценарии. (СПб-Тверь, KOLONNA Publications, 2005)

II Публикации:

Л.-Ф. Селин (с французского) "Безделицы для погрома" (СПб, "Невский архив" №2, 1995),
Пьер Луис "Дамский остров" (с французского) (СПб, "Митин журнал" №57, 1999)
Луи Арагон "Пизда Ирены" (с французского) (СПб, "Митин журнал" № 57, 1999)
Жорж Батай "История глаза" (с французского) (СПб, "Митин журнал" №58, 1999)
Л.-Ф. Селин "Север" (отрывок) ("Митин журнал" № 60,2002)

Л.-Ф. Селин "Ригодон" (отрывок) (Топос)

Пьер Гийота Отрывок из романа "Проституция" ("KOLONNA Publications", 2002)
Рецензии на книги из газеты "Коммерсант".
"Письмо к Белле" (в сб. "Письма к Белле": СПб, ФНО, 1999; в журнале "Дантес" №2, 1999 г.)
"Das Haus in Bois-Colombe" (aus dem Russischen von Barbara Lehman): Schreibheft, №54, 2000.
"Celine en Russie": "Pesanteur et feerie. Actes du XIII Colloque international L.-F. Celine". Societe d'etudes celiniennes. Paris 2001
"Моя история русской литературы" ("Митин журнал" №60, 2002)
"Моя история русской литературы" ("Топос")
"В мире шлюх". Предисловие к роману "Проституция".
Entretiens avec Pierre Guyotat. ART-PRESS, Paris, Juillet, 2003.
Беседы с Пьером Гийота ("Митин журнал",61)
Беседы с Катрин Милле ("Топос")
Беседы с Мишелем Сюриа ("Топос")
"Год без Тимура" ("Топос")
"Глазами гения" ("Топос")

III) Рецензии и отклики на творчество Маруси Климовой:

Короткой строкой

А) ИНТЕРВЬЮ:
"Маруся Климова: портрет на фоне ленинградского романа" -- радио "Свобода" "Поверх барьеров", ведущий Сергей Юрьенен.
"Селин в современной России" - радио "Свобода" "Экслибрис", ведущий Сергей Юрьенен
"Домик в Буа-Коломб" Маруси Климовой" - радио "Петербург" "Встречи на Итальянской", ведущая Наталья Мелях
"Морские рассказы" Маруси Климовой" - радио "Петербург" "Встречи на Итальянской", ведущая Наталья Мелях
"Париж как "большая деревня", интервью Татьяны Вольтской с Марусей Климовой и Вячеславом Кондратовичем - "Невское время", 26.09.1997
"Наши гости: Факты и мнения. Комментаторы за круглым столом: Маруся Климова, Ольга Липовская, Светлана Алексиевич". Радио "Свобода", декабрь 1999 г.
"Маргинальность как средство от постмодернизма". Интервью Анастасии Станковской с Марусей Климовой и Вячеславом Кондратовичем - "Петербургский книжный вестник", №3, 2000.
Интервью с Марусей Климовой Елены Пикуновой: "Прием", август 2000.
"Я пишу из ненависти к литературе и особенно к писателям". Интервью Евгения Майзеля с Марусей Климовой. "На дне" №5, март 2001 г.
"Гиперссылка Евгения Майзеля" на "Арт-Питер". 14.02.2001 г.
Интервью Элизе Наветте для римского журнала "Slavia" N3,2001
Интервью для сайта "Настоящая Литература-Женский Род", 17 января 2003 г
Короткая история о любви. Интервью Миле Цвинкау для журнала "Красный", №2, 2003
Маруся и ее гномы. Беседа с Денисом Иоффе. Часть 1. Топос, 21.05.2003; Часть 2. Топос, 22.05.2003
Интервью Н. Курчатовой для ж. "Петербургский календарь-Time Out" №22, окт. 2004;
Интервью журналу"КВИР", октябрь, 2004;
"Не оставаясь - остаться": интервью А.Драгомощенко для ж. "Красный", ноябрь, 2004.
"Цунами жуткой и мерзкой яви": интервью Владимиру Кирсанову для AZ.GAY.RU (9.12.2004)
Интервью Владимиру Иткину для "Книжной Витрини" № 9, март 2005 г.

Б) ПУБЛИКАЦИИ
"Из замка в замок" Луи-Фердинанда Селина". "Петербургский книжный вестник" №1998.
"Кунсткамера на прогулке", Александр Гаврилов - "Ex Libris НГ" 8.10.1998
"Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая", Михаил Трофименков - "Смена" 13.11.1998
"Маруся Климова "Голубая кровь", "Домик в Буа-Коломб", Андрей Дмитриев-младший - "Лимонка" № 111
"Маруся Климова "Морские рассказы"", Андрей Дмитриев-младший - "Лимонка" № 130
"О новых книгах", Дмитрий Кузьмин - "Вавилон", октябрь 1998
"Записки парижского наблюдателя", Михаил Трофименков - "Берег", декабрь 1998
"Один день Луи-Фердинанда Селина", Сергей Дубин - "Ex Libris - НГ", февраль 1998
"Придатки в лохмотьях", Владимир Вольфсон, "Европа-стиль" №7
"Радость загнивания", Капа - "Московский комсомолец", февраль 1999
"Странный мир Маруси Климовой", Олег Карелин - Русский Журнал, ноябрь 1999
"Оскорбительный дар. Дантес и его команда", "Советская Россия", 12 августа 1999 года
"Не пройдите мимо", "НА ДНЕ" № 4 (16-29.02.2000)
Larissa Driller "Die absurde Gesellschaft im Roman von Marusja Klimova "Домик в Буа-Коломб" - Universitat Konstanz, 2001
Elisa Navetta. Marusia Klimova. (Bologna University, 2000)
Е. Гальцова "В защиту Селина": "Иностранная литература" №1, 2001 г.
Dr. Panglos "Весна. Акунин. Маруся Климова. Михаил Шишкин." "За границца. Летература".
Сергей Шалатонин "Когда боги смеются"
Михаил Трофименков "Терминаторы, антисемиты, бестии и авантюристы": Коммерсант №42, 12 марта 2001 г.
Евгений Лесин "Три в одной": "Книжное обозрение", 26 марта 2001 г.
Андрей Левкин "Кухонная герменевтика 5": "Русский журнал". 29 марта 2001 г.
Лиза Новикова "Книги за неделю": "Коммерсант", №64, 11 апреля 2001 г.
Владимир Кукушкин "Весеннее бестселлерное обострение"
"Writers on the Brink Uphold Modern Line", Nadezhda Grigorieva - St-Petersburg Times, 28.05.1999
Schamma Schahadat "Das Leben ist eine Sauerei": Marusja Klimova, Celine und das Haus in Bois Colombe" - Schreibheft, Essen, May, 2000.
"Литературная жизнь Москвы". 28.03.2001.
"Шведская лавка № 44" - Л.-Ф. Селин "Интервью с профессором Y" - "Русский журнал", 21.09.01
"Книжный рынок. Интервью с профессором Y". Сергей Шалатонин. "Белорусская интернет-газета". 27.06.2001
"Декаданс, или чужие здесь не ходят". Анна Матвеева.
Elisa Navetta "I mostri di Marusia Klimova" (Чудовища Маруси Климовой): Roma,"Slavia", №3, 2001.
Павел Соболев "Про то, как комар блоху трахнул". "Литературная среда". 22.02.02
Елена Трофимова. "Бойцы" и "докторишки". Морские байки Маруси Климововой. //сб. Парадоксы смеховой культуры. Н.Новгород, 2001
Г.Шульпяков "Записки из мертвого замка", Новый мир N2, 1999
К.Кобрин. "Селин.Интервью с профессором Y." Новый мир N1, 2002
BEASTY. Маруся Климова. Белокурые бестии. (Эксперимент.Портал мыслящей молодежи. 4.06.02)
Елена Трофимова. "Отъехавшая" реальность или поэтика безумия в прозе Маруси Климовой". Топос, 11.11.2002
Karlheinz Kasper. "Das literarische Leben in Russland 2001: Marusja Klimova". "Osteuropa" N4, 2002
Marko Martin. Ein Spitzel namens Hugo. Die Welt, 10.06.2000
Павел Соболев "Шшас'лив' 'став'цца". Литературная среда. 24.01.2003
Александр Чанцев. Пьер Гийота. "Проституция". "Ежедневный Журнал", 3.02.2003.
Дмитрий Бавильский. "Подвиг". Топос. 4.02.20003
Алексей Кожемякин. Страх, ненависть и трепет порнографии. Коммерсант-Сибирь, 7.02.2003
Игорь Касаткин. Бедные люди Маруси Климовой
"Знаменитая трилогия Селина..."
В. Степанов. Добрый доктор и его кот.
Павел Соболев. Гений литературы и медицины.
Кристина Лебедева. Пол, которого не было.
Владимир Кирсанов. Маруся Климова "нетрадиционно" посмотрела на русскую литратуру.
"Моя история русской литературы": Пять книг недели. Ex Libris. 07.10.2004.
Р.М. "Из ясных глаз Маруси"
В.Бондаренко. Проституция, запакованная намертво. "Вечерний гондольер",№139;
Александр Скидан. "М.Виттиг. Лесбийское тело", Красный, ноябрь 2004;
Андрей Аствацатуров. Ностальгия по Большому Стилю. Топос, 19.10.2004;
Михаил Трофименков. "Моя история русской литературы", Пульс, ноябрь 2004;
Ольга Серебряная. Очень умные по-прежнему мешают жить просто умным. Топос,25.10.2004;
Наталия Курчатова. "Моя история русской литературы", "Time Out" № 24, ноябрь 2004.
В. Кирсанов. "Эдем, Эдем, Эдем".
В. Иткин. И за это пулю получай.
П.Соболев. Анатомическая поэма.
В.Кирсанов. "Парижские встречи".
П. Соболев. Идеальный историк.
Анна Кузнецова. "Моя история русской литературы": "Знамя" №1,2005.
Вит Ценев. Троман Гийота.
Андрей Аствацатуров. "Парижские встречи"."Собака.ru" №2, 2005.
Ольга Серебряная. Романные штудии Маруси Климовой.
Евгений Минко. "М.Виттиг. Лесбийское тело."
Павел Соболев. Безусловная фантастичность и убийственное правдоподобие вечности.
Валерий Бондаренко. Взгляд Маруси Климовой на рус.пис, рус.лит. и на около.
Ян Левченко. Змей на пальме. "Русский журнал", 5.03.2005;
Вова Веселкин, "Lili Marlen" и... Маруся Климова."
Александр Гезенцвей. Медленное чтение.
В. Бондаренко. "Морские рассказы Маруси Климовой"
Ольга Серебряная. Опыт подражательной рецензии. "Октябрь" №2, 2005.
В. Бондаренко. "Парижские встречи Маруси Климовой"
В.Кирсанов. Почему стыдно быть русским писателем.
А.Скидан. "Пьер Гийота. Эдем, Эдем, Эдем", "Красный", апрель, 2005.
Алла Латынина. "Ваши классики -- уроды и кретины, -- объясняет нам Маруся Климова." "Новый мир", 4, 2005.
DONOR_DAROM. Маруся и Пустота.
В. Бондаренко. Маруся Климова как очки: часть1, часть 2.
Ольга Серебряная. Мы "Новый мир" построим.
Ян Шенкман. А была ли девочка? "Ex Libris-НГ", 28.04.2005.
"Маруся Климова снимет продолжение фильма Фассбиндера Кэрель"
Сергей Васильев. По ту сторону ума и глупости. "Литературная газета" N16, 2005.
Павел Соболев. Повесть о настоящих людях.
Любовь Зиновьева. Что в имени тебе моем...
Валерий Бондаренко. За что я так люблю Марусю Климову.
А. Пасуев. На еврейский манер.
М. Гейде. Расчлененка. "Ex Libris", 23.06.2005;
В. Бондаренко. Чужая среди своих.
Кирилл Решетников. Нептуну скучно.
Евгений Маликов. Землетрясение с ласковыми именами.
Евгений Маликов. Надрывная прелесть распада.
Павел Соболев. Менуэты, паспье, галантный ригодон.

На других сайтах
"Топос"
"Live Journal"
GAY.RU

E-MAIL: marus@mail.solaris.ru