РАДОСТЬ ЗАГНИВАНИЯ

Болезненно-нервный, маниакально-депрессивный Питер спокон веку был, по мнению некоторых, подлинной столицей упадка и разложения, городом вечного сплина и изнурительной душевной маеты, порождающей в конце концов - нечто. Запретный рок 80-х, андеграундный рэйв 90-х - ведь все пришло во флегматичную Москву из мрачных питерских подвалов и с тамошних богемных квартирных вечерин. Все выкристаллизовалось из истеричного заламывания ручонок декаденствующих питерских персонажей. Контркультуру (которой в свое время слыли и рок, и рэйв) родил, мол, питерский декаданс. ПО крайней мере в этом уверены те, кто учинил недавно в северной столице шумный перфоманс (названный многими также -- "самым похабнейшим шоу сезона"), -- фестиваль "Петербургский декаданс. Конец II тысячелетия".

Идея собрать в кучу новоявленных декадентов и устроить смотрины их упаднических достижений пришла в голову Тимуру Новикову и Марусе Климовой - виднейшим деятелям того самого, понимаешь, питерского андеграунда. Тимур - известный коллекционер всяких странностей и промоутер. В советские времена открыл комсомольско-молодежному народонаселению нового героя - Африку (Сергея Бугаева) и "спродюсировал" его в соловьевскую "Ассу", сделав популярным мальчиком-Банананом. Затем устроил первый русский рэйв "Гагарин-pаrty" на ВДНХ, в пафосном павильоне "КОсмос". Дружил с сонмом культоввых персон: от модельера Александра МакКуина до идеолога мирового андергаунда Энди Уорхолла. Сейчас ТИмур почти ослеп и, поговаривают, даже сюрреалистские-постмодернистские штуковины для своей коллекции подбирает на ощупь. Маруся - новомодная литераторша (прямо-таки настоящий Пелевин в юбке, утверждают знатоки) и тонкая переводчица француза-декадента Жана Жене. Замутили богемный фестиваль в самом концептуальном, видимо, месте - зоопарке, приспособив его обшарпанный лекторий под декадентский вернисаж и выкатив на маленькую сценку минималистичное оборудование - рояль и пару микрофонов. В тот вечер скукожившиеся от 30-градусного мороза в своих клетках зверюги в беспокойстве начали метаться и повизгивать: странная толпа расфуфыренных, крикливых людей, подвалившая, как стемнело, в их снежное, полуголодное зооцарство, вселяла ужас. Исчезая за дверями лектория, через некоторое время эти двуногие выскакивали на мороз уже поодиночке и пристраивались к вольерам, строя рожи орлам-кабанам и оставляя на белоснежных сугробах характерные отпечатки в виде желтых расписных узоров. Обильный алкоголь из фестивального бара и тотальное отсутствие туалетов пагубно влияли на декадентские организмы - бедным зверям приходилось конфузиться при виде бесстыдных людей.

Конечно, никто не хотел загадить зоопарк - это место культурного отдыха выбрали для фестиваля декаданса лишь из-за группы "Зоопарк", воссоединившейся недавно и часто исполняющей на сцене здешнего лектория легендарные песни Майка Науменко. Музыкант "Зоопарка" Александр ДОнских фон Романов был приглашен играть на перфомансе в роли, так сказать, звезды (хотя непонятно, какое отношение к декадансу имеет "зоопарково" рок-творчеество). Приехали также звезды эпатажа из Москвы: Владимир Веселкин - экс-танцор "Аукциона", когда-то отвязно опказавший всей стране по телевизору голую задницу, а нынче поющий на огромных шпильках некий скорбный поп-арт. Андрей Бартенев привез в лекторий свою новейшую коллекцию: наряды, сшитые из яиц (куриных). Люди в яйцах сначала дефилировали аккуратно, потом, разухабившись, шмякали яйца об стену и даже об некоторых зарвавшихся зрителей. Сверхзвездой праздника разложения стала, конечно, Наталья Пивоварова - ушедшая давеча из "Колибри", мать-основательница сего коллектива. Отколовшись от "гнезда", "экс-колибри" намеревается музицировать дальше в сопровождении группы "Препинаки" (где трудится гитаристом пивоваровский муж), создавая более коммерческие опусы, возможно, даже - хиты. Но в зоопарке Наталья снизошла лишь до чувственных богемных романсов под аккомпанемент свекрови, засевшей за рояль.

Невзирая на деаадентские лозунги и потуги, все это действо больше напоминало нетрезвый гомосексуальный мини-лав-парад. Юные, бледные, прыщавые поэты, возомнив о славе "русских Жанов Жене", декламировали неизбывно-тоскливые оды о "прекрасном Амстердаме, где мужчины могут любить мужчин, а женщины - женщин!", а здесь, мол, убогие люди-карлики мешают нам это делать! Разношерстные трансвеститы (мужчи ны в платьях, девушки в сюртуках и цилиндрах, ветеран трансвестизам Владик Монро, загримированный под "живую легенду" Аллу Борисовну и исполняющий ее же куплеты), манерные, закутанные в кружева модельеры охранялись в лектории: крепкими юношами в портупеях из Национал-большевистской партии Лимонова. Хотя сами мальчики-патриоты на фестивальный сбор кривили рот: мол, между этими клоунами, модельерами в стиле "пакля-рвакля", бомжами в париках и сидящими по соседству в клетках козлами не видно особой разницы - им явно льстила все-таки причастность к какому-никакому эстетству-декаденству.

В общем, странная в Питере замутилась история: богемно-гомосексуальный сейшн с нацитскими секьюрити и разговорами про декаданс. Самим участникам, видно, все показалось весьма удавшимся, невзирая на изрядную загаженность территории зоосада, и теперь в Питере планируется огромный декаданс-фестиваль на стадионе при многотысячном стечении народу. Мол, нас, современных декадентов, любителей загнивания, здесь - пруд пруди, не сосчитать. Может, лучше ГЕЙ-парад устроите, шумный карнавал с цветами-фейерверками? Ну как в Европе это делают, когда хотят энергию повыплескивать и от комплексов избавиться.

КАПА
"Московский комсомолец" февраль 1999