ГЕОРГИЙ ОСИПОВ
П О Д С Т Е Р Е Г А Т Е Л Ь

"Две неподвижные идеи не могут
существовать в нравственной природе,
также как два тела в физическом мире
не могут занимать одно и тоже место".
Пиковая дама

Уважаемый издатель!

Помня о некогда связывавших нас приятельских отношениях, я решился послать Вам эту рукопись, которая, как мне кажется, проливает свет на некоторые из потаеннейших закоулков души современного человека. Уповаю на Ваше терпеливое и благосклонное любопытство - благо манускрипт невелик. Обстоятельства мое таковы, что я не сумел нанять машинистку и вынужден был переписывать сочинение от руки. Полагаю, что Вы не забыли мой почерк.

Здесь, думаю, следует вкратце рассказать о том, каким путем рукопись попала ко мне. Это случилось в августе минувшего года, когда я путешествовал по Украине, сперва при археологах, помогая им в раскопках скифских курганов, а после и самостоятельно, благодаря заработанным деньгам.

Непогода вынудила меня остаться на ночлег в поселке Черемншина. Поужинав трескою горячего копчения, я не ожидал, что проснусь от тяжелейшего приступа аллергии. Схожий припадок уже привел меня на больничную койку, сразу же после окончания школы. Если Вы помните, именно он и помешал отметить нам Ваше зачисление на филологический факультет столичного университета. Итак, мне суждено было по меньшей мере неделю глотать хлористый кальций и проч. : в районной лечебнице. Библиотечка этого жалкого заведения состояла из старомодного шкафа с выбитыми стеклами, хранившего шашечные доски без шашек, подшивку "Спутника кинозрителя", испещренные торопливой руганью кроссворды. Вдруг мне бросилась в глаза потрепанная тетрадь, похожая на дневник педнаблюдений директора нашей с Вами школы Мещанинова Энгельса Викторовича. Мало-помалу я оказался всецело поглощен чтением страниц, испещренных переменчивым почерком.

Мне не легко было уяснить сначала, что же за фантазия разворачивается передо мной - то ли это дневник, а может быть проба пера неизвестного сочинителя, тем более что текст был покрыт исправлениями, целые абзацы были вымараны, а от нескольких листов остались одни зубчатые края.

Неделю позже, выходя за ворота больницы, я уносил в чемоданчике бережно упакованную тетрадь. Путешествую я по старинки, с саквояжем, не люблю всякие подвесные сумки или эдакие шотландские мочеприемники. Надеюсь, и Вы в Вашем органе не жалуете это чужебесие. Расспросы медсестры о возможном владельце или авторе закончились обещанием миловидной девушки позвонить, как только она снарядится в город к портнихе.

По возвращении на квартиру я сразу же принялся "репейник вычищать" на манускрипте. Насколько мне это удалось, судите, господин редактор, сами.

Надеюсь все же, что необычное это повествование покажется Вам интересным и достойным помещения в издаваемом Вами журнале.

Автобус качнулся и, раздавив колесом солнечный диск в колхозной луже, покатил по зернистой грязи. Изношенные его внутренности - не дребезжать: Никого не огорчило мое желание идти пешком. Реквизитор. Существо, похоже зачатое в кривом зеркале, нарывало, нарывало покамест родичи не угладили бока.

Семейство Носферату угнездилось в кабине и Чашников, парторг труппы, отрывисто приказал шоферу: "Заводи, Абдулла, поехали!" Выездной спектакль работали без антрактов. Абдулла в узорчатом свитере напоминал Боба Дилана. Э, нет! Лучше я воздержусь от описаний и, попросту шагая по трассе, напомню сам себе о пережитом потрясении. Я себе гуляю. Вниз по матери:

Фамилия моей матери была Пужникова (воробьи слетаются клевать просыпавшиеся семечки; чем это он проколол себе карман - актер Кампов? Или урод реквизитор так остервенилась моим присутствием, что выбросила заодно с лушпайками и несъеденные?), она помешалась на величии и славе третьего рейха, отчего любила приписывать себе в родню покойных ныне Астангова, Околовича, Мосли. Матушкины симпатии едва не погубили меня: будучи шести лет отроду, я мелком нарисовал на ладони зловещего паука и, хлопая по спинам игроков в домино запечатлел на их спинах символ арийского господства. В четвертом классе мое предложение было зачитано на собрании: "Заказывайте изделия из кожи и костей - абажуры, ридикюли, парусники".

Они все - актеришки: Впрочем, "актеришек" оставили в гостинице попригляднее с запущенным бассейном во дворе. Случались ли вам заглядывать в жилище тех, кто добывает пропитание постановками - сколько гвоздей вколочено в стены, и что на них весит!

Они вынимали, точнее высовывали свои паспорта, как будто их выкупили из Аушвица заокеанские филантропы - так кокетливо называют фабрику смерти перемещенные лица. А и пусть - чудесная лужайка, скрипачи, которым, увы, суждено после концерта уйти с пустыми кошелками, а рядом уже повис в небе черный, черный липкий дым. "Обыкновенный фашизм" был моим любимым зрелищем в детские годы, а вовсе не капитан Тенкеш. Никаких скрипок - Рики Нельсон, Пэт Бун1, вот музычка для мещанского геноцида - обволакивающая ушеса стерильная патока, в то время как человеческие козенаки оклеивались бы смертной испариной, прежде чем уйти дымом в вечную пошлятину мученичества.

А вот мой новый знакомый произносит Нельзон (ударение на "О"). Бабушка у него проживает в Махнограде, и когда внук, бывало, слушал Фараонов, старенькой хохлушке чудилось "Гуляй-поле" вместо Вулли-Булли2.

Что до меня, то я потерял счет припадкам, представляя себя на месте Нестора Ивановича в экранизации "Сестер Берри". Как же лихо палит он из маузеров и близняток, восседая в козырбатском своем убранстве на ярмарочной карусели, да прикрикивая: "Швыдче, швыдче!"

Напиши мне, мама, в Египет3.

"Не удивительно, что чудаки. Тоскующие по прошлому, скверно обутые деревенщики ничего иного слышать не хотят, кроме чернокожих певцов фирмы "Атлантие", позднее отданной на откуп гадам вроде Лед Зеппелин, когда, по словам Дилана, "Пейсы гуляли с ветром"4. И то правда, те, кто любят и помнят молодого Джо Текса встают на пути не чаще (то есть никто), чем альбиносы, негры - негативы в закрытом городе, мастера стула и тому подобные диковинки. А вы им ветриоль в пиво. Ветриоль можно было бы и достать".

Из дневника Станислава Ружникова.

Вы о чем? - скептически поднимала лунообразные брови моя бабушка, одинаково презиравшая и Гуляй-поле, и Фараонов, и Пражские события, и последнего государя за малый, якобы, рост, когда случалось просить у нее ломтик ананаса: "Не жалко, а убывает". Именно, именно убывает пространство - желоб времени у меня как будто уже и нет, чтобы рассказать с чего это началось. Когда частью моей жизни стал поганый голос.

В детстве моей любимой и единственной игрою был "Полет на луну". Мамины воздыхатели охотно соглашались быть моими соперниками, такое это было тупое развлечение. Я не горевал по детскому бильярду, похожему на доску для разделывания неважной рыбицы. Каких только зверей не предлагалось убить при помощи серого ядрышка! Там были нарисованы и слепой крот, и кумушка-лиса, и бурый медведь, и даже зверь Линкс, тот что "по сказкам имеет столь острый взор, что несколько аршин землю прозирает". Губить животных, даже на картинках - еще ничего!

Полет на Луну представлял собою прямую расчисленную линию на картонке под цвет ночного неба. Играли при помощи двух фишек и кубика: цифра "сто" в черном квадрате была проштемпелевана на желтом кружке Гекаты. Меня никто не называет Эндимионом, видимо оттого, что всех латинистов все тот же немец поубивал: Полет на Луну - нет нужды представлять читателям полет на Луну. Вон она бледнеет и бледнеет в утреннем небе, готовая исчезнуть, как монетка на ладони фокусника.

"Часы и карта Октября" - таково название брошюры с картинками, ее подарила мне мама и ужасно стыдилась потом своего подарка - до такой степени, что через год поднесла мне "Кроткую", выпущенную отдельным изданием в Москве. Ну а меня поселить отдельно никак нельзя, это уж - заговейся. Придется делить ночлег с господами водителями, и не автобуса, а грузовиков. Они много разъезжают, и от того у них всегда имеется дефицитный одеколон в перчаточном отделении", - такие вычурные мысли одолевали меня. Когда я переступил порог номера в гостинице без названия. А рассказываю я об этом, чтобы не возникло недоразумения - кто же кроме меня самого может знать, о чем я думал? Разве что чернявый бутафор. Мой сосед по сидению в автобусе. Он ехал не снимая круглой шляпы, беспрерывно курил короткие сигаретки и, не выговаривая букву "з", бранил что-то, кажется Православие, противопоставляя истинной вере буддизм. Сощурив добрые глазки, он время от времени снимал очки и подолгу утюжил желтыми пальцами кожу на переносице.

Погода в нашей местности в такую пору всюду одинакова. Да я и не справлюсь с описанием природы - много ли ее довелось повидать мне за двадцать лет. На моих глазах исчезли летучие мыши, чертившие небо над дворовой агитплощадкой. Последнего ежа в своей жизни я видел мертвого на тропинки, ведущей к Днепру. Не то камнем его прибили, не то от каблука принял смерть несчастный зверек. На той же агитплощадке вывешивали подстреленных из рогатки воробьев. В книжке о событиях октябрьских была уйма вывесок со старой орфографией. Вот и я пожалел в душе, что не пощадила эпоха на ветхом особнячке, где мне предстояло жить, что-нибудь подобное. Пошастали и по его лестницам бутафоры, только вместо круглых шляп их грязные головы покрывали черные кожаные картузы, такие же и у ангелов ада в петушиной Калифорнии, но с красным пятиконечным клещом.

Один из шоферов, тот что брил усы и бороду, поразительно напоминал Акима Тамирова. Это имя я прочел у Сэлинджера - навязали пронырливые иллюминаты. Однажды на каникулах я задремал на пляже и мне приснился Альфавиль, другой, тот что моложе, носил черные усы и розовую майку, сложения при этом был атлетического, что не мешало ему издавать во сне жалобные стоны. Бодрствуя же, оба в моем присутствии большею частью помалкивали.

Вместо будильника на стенке был повешен репродуктор. Графин, плафон и гардероб - вот и все убранство, стоит ли тратить слова и время на их описание? Постройка, как я уже отмечал, была по виду дореволюционная, гражданской архитектуры, добавил бы я, если бы знал, что это такое.

Спектакли, предназначенные взрослому зрителю, шли во дворце культуры. Я же колесил по деревням в вертепами для малышей. Приступая ко дню, я умывался холодной водой, затем спускался в игрушечный вестибюль, где сбоку от прилавка портье находился "Буфет" - не больше того буфета, что стоит у меня на кухне. После пережитого она так далека, что пламя горелки на кухонной плите кажется мне ненастоящим, как огонек зажигалки, той, что подносит к ноздре Ролана Быкова агент ЦРУ Гребан в "Мертвом сезоне".

Неопрятная огорожа осталась за спиной, и я вышел за околицу. Настанет миг, я обернусь, и сельцо, осчастливленное сказкой какого-то Горнффельда, испепелится, разделив судьбу библейского Содома. Нет - Содом-то на колесах укатил, вот что. Не одного содомита увез!

Таких буфетов было три на весь Яшвиль (ударение на "я") - в скудные послевоенные годы. Один у судьи, другой у мэра, а третий достался моему деду. Итак, я без стука пролезал в шкаф и завтракал бутылкою пива. Стаканом сметаны и четвертью черного хлеба, а уж после выходил на крыльцо и дожидался автобуса.

Просыпался я от звуков гимна. Лежа в темноте и недвижности, я начинал различать сперва очертания мебели, потом мой взгляд останавливался на радиоточке: звучит гимн, и прилипают к стенам декольте и фраки в трепете оттого, что Лазарь поднял голову и медленно встает, прокалывая мертвенный воздух бледными пальцами, а одеяло сползает с холодной груди:

Вскоре шоферы обзавелись подругами и стали гнушаться казенным ночлегом. На четвертый день гастролей я проснулся и по особенной тишине понял, что нахожусь один. Выпростав ноги из-под одеяла я замер в ожидании - пускай грянут духовые, а тогда уже пойду к умывальникам и в буфет - гробницу святой Цецилии. Подозрительно долгое безмолвие вывело меня из терпения. Я поднялся и потрогал шнур питания, но тот же выпустил его и пошел в коридор.

Бирюза небесного купола радует меня - путника, достигшего вершины холма. Мне словно проложили к утомленным векам смоченный в студеной воде платок. Взбираясь на гору, я почувствовал, как что-то ужалило меня в бедро. Помянув не то Бога, не то черта, как это бывает с людьми крепкими телесно, но с измученной душою, я облокотился на "сам не видит, а дорогу указывает" и вынул из кармана штанов сапожный ножик. Ну конечно - я позаимствовал ножик у монтировщиков, чтобы заменить раздавленную ногой актрисы Банновой (ударение на первое "о") вилку. Лезвие поблескивало на солнце не хуже зеркала, но не отражало ничего в отличие от жемчужной поверхности пруда, вырытого у подножия холма. Скверный асфальт перехлестывал возвышенности подобно точильному ремню в парикмахерской на улице Ивана Франко (ударение на "о"), где в былые лета вас могли выбрить еще трофейной бритвой. Опять щетина отросла, как же я тут обнеряшился всего за три недели! А ведь при гостинице имеется цирюльня. Не за коим ходить в парикмахерскую, да и едва ли там будут рады такому клиенту. Вот, пожалуйста - ножик, шоссе и пруд. Погляди, как по-весеннему шумит камыш, зыблемый ветерком, а вскорости закишат в зеленой водице и циклопы, и дафнии. Одно тревожит - не сторожит этот водоем какой-нибудь писатель-сибиряк, и фауна его беззащитна, как и мой рассудок, культивирующий хаос.

Из дневника Станислава Ружникова:

Третьего дня я застал Софью в неожиданной позе, и в еще более неожиданном наряде - она лежала на кушетке навзничь, раскинув руки, распахнув складчатый халат, открывающий грудь, затянутую в хлопчатую майку с изображением мертвой головы.

- Я думала угодить тебе, только и всего.

- Чудесно! Только я не Лиза Муромская, чтобы "торчать" от масонских символов. Странно, многие виды бабочек имеют узор на крыльях, позволяющий им сливаться с корой деревьев. Но с какою поверхностью должна иметь сходство "Мертвая голова".

- А она к вам бывает: влетает?

- Да, в Приазовье один раз залетели две - очень страшно, во-первых, они большие:

Направляясь к раковине с китайской миской в руке, я едва не выронил ее от омерзения, но то, что я принял было за змейку, оказалось пустой веточкой смородины в лужице сока на дне. И тогда я заметил, что около дымохода сидят две мертвые головы.

Как они ненавидят меня! Как будто во мне соединились все наиболее противные им характеры: пьяненький мастеровой - пустосвят, извечный Аман в унтерофицерском мундире. В наши просвещенные времена венчание - редкость. Угробят они меня, так что и зеркало ко рту подносить не придется.

Асфальт быстро светлеет после короткого дождя, стволы деревьев черны от влаги. В клубах испарений шагает по тротуару мальчик. Обе его руки заполнены тортом, изготовленным по случаю: гряди же голубица - ненавистная картина.

Она говорит, что отъезд неизбежен: Более того, она уверяет, что не сможет задержаться здесь даже на неделю, на три дня. В понедельник пойду, пожалуй, предложу свои услуги театралам. Хотя, конечно же, это "лихачи второго сорта, наглые и беспощадные". Черт с ним, только бы забыть, уехать.

Моя мать без стеснения упивалась идеей враждебного окружения. Помню, я пил чай на балконе, когда раздался звук, будто бросили об пол жестянку. "Кто у тебя в комнате?" - истерически закричала мать. "Какая разница кто, я не маленький, мамаша", - ответил я, повышая голос. "У тебя что там, окно распялено, не смей туда ходить, не смей!" На следующий день выяснилось, что в чулане сорвало крышку с огурцов. Двумя пальцами я поднял ее с пола и прикрыл бутыль.

Я готов был взяться за ручку, но меня опередили. Дверь распахнулась, пропуская нездорового вида командировочного, который, придерживая шляпу и о чем-то причитая себе под нос, поплелся в направлении мне неведомом, и скрылся за углом. Тотчас же после его исчезновения мною овладел страх, кровь ударила мне в лицо. Я осознал тогда: кто-то такой же неприметный, чужой желает моей гибели.

В номере я разделся и лег под одеяло. Сегодня утром я проснулся затемно. В ожидании гимна я тщетно пытался увлечь себя какой-нибудь грезой. И вот в то самое мгновение, когда я убедился, что не засну больше, в комнате раздался голос. Он звучал неуверенно и глухо, как говорят непривычные к звукозаписи люди при включении магнитофона, но вместе с тем отчетливо: "Одеяло: чем-то воняет: не пойму чем, чем:"

Случалось ли вам задумываться над почерком, каким бывают написаны признания в отхожих местах, на стадионах или при летних кинотеатрах? Таков синтаксис и этой фразы, знакомой мне "не пойму чем". Имейте в виду, с этого дня я оказался лишен возможности слушать гимн.

Обеды я брал в молочной столовой на главной улице. Два дня спустя, уже в плену у заклинателя, я замешкался с тарелкой рисового супа, едва отойдя от кассы. Моих ушей достигли дребезжащие звуки, под монотонный бой по струнам носовой и совестливый голосок сетовал: "И в школе, и дома они тебя бьют, ненавидят, если ты умен, и презирают, если глуп". Ах, вот оно что! В эфире панихида по "рабочему парню из Ливерпуля". Должно быть, не на шутку удружил он своим плакальщикам, если так скорбит по нем нечистая сила. Иль забыли, что за битломан сидит в тюрьме Сент-Квентин? Мэнсону и "чужая головушка - полушка, да и своя шейка - копейка". Как известно, напевы проборчатого очкарика весьма вдохновляюще подействовали на мэнсоновских девиц и повлекли за собой памятную резню в квартале Беверли-Хиллз. Первейшая поклонница Мэнсона Мэри Браун служила, если память мне не изменяет, библиотекарем. Уж не в Бердянске ли выдали ей диплом? Стараниями Валентина Зорина одна из баллад Мэнсона прозвучала в сокращенном виде и по нашему телевидению. По облику Чарли - ярко выраженный полтинник-провинциал. Откуда же у него такая жажда крови? Всероссийская желтая пыль, не многовато ли ее скопилось в половиках театров-студий?

Прокурор Буглиози рассказывает следующую быль: "В бытность мою обвинителем на суде по делу об убийстве Шеррон Тейт как-то раз взглянул я на часы и увидел, что они стали. Тут же я поймал на себе ехидный и пристальный взгляд подсудимого Мэнсона".

Один из грязных подносов бесшумно скользнул вниз, увлекая за собой остальные. И в их грохоте потонул голос Джона Леннона.

"Бархатное подполье культивирует хаос".

В детстве меня мучили загадочные письма из подводной лодки, от подводника. О них часто рассказывала Екатерина Ростовцева, старшая сестра моего отца. "Здравствуйте, дорогие мой! - видите, он "й" здесь написал, - сливы ваши пропали, а груши так и сяк дошли, так что мы вооружились ложками:" Я недоумевал и от этого еще сильнее не любил и подводные лодки, и флотских офицеров, которые, выйдя в отставку, спиваются, меняют женщин и становятся невыносимыми скандалистами-приживальщиками.

Сам-то я светловолос. Мой папа якобы провел часы невиннейшего младенчества на черных галифе офицера СС, при этом умудрился оценить отменное качество сукна, о чем любил вспоминать, пропустив рюмочку в начале мая. Будучи зачат при этом уже после Победы. Тем не менее, при помощи этой вздорной выдумки он сумел покорить сердце Клавдии Егоровны Ружниковой, медалистки и мечтательницы.

Но вернемся в бархатное подполье. Долго ли я пролежал в недвижимости, запустив пальцы в простыню, не помню. Мои глаза были зажмурены в надежде, что, раскрыв их, я окажусь у себя в спальне, увижу желтый письменный стол с двумя яблочными огрызками на нем, и третье яблоко увижу, надкушенное с того боку, где розовое пятнышко.

В дверь номера постучали, и голос Комарика, подловатого малого из машинистов сцены, обратился ко мне: "Автобус стоит, ребята обижаются!" "Обождут", - со злобой разжались мои челюсти.

Кошмар можно было бы забыть без труда, кабы не въедливое химическим карандашом - вот как на посылочном ящике - вписанное содержание фразы, некогда вышедшее из моих собственных уст. Пароль в потустороннее: "Бархатное подполье культивирует хаос".

Внизу я обратил внимание на диван, явно знавший лучшие времена. Наверно его надежные пружины и помогли скоротать ночь тому командировочному ипохондрику, что столкнулся со мной третьего дня.

"А что если я заговорю со своим устрашителем?" - рассуждал я, сидя на тряском заднем сидении. Надо, надо его остепенить: "Вам недолго придется говорить загадками!" Как-то он будет мне отвечать. Однако, если такое не прекратится, я сбегу, пожалуй, в приемную на старый диван. Между прочим я осмотрел репродуктор - ящичек оказался пуст. Динамик, детали - все утащил невидимый оратор или его сообщники. Но кому выгодно запугивать осведомленностью какого-то осветителя без положения в обществе, без родственных связей? Минули десять дней гастрольной жизни, и я уверился, что всякие домогания лицезреть подлого диктатора напрасны. Вообразить его я не в состоянии, слишком близко бормочет эта вражья сила, она как будто часть моей души. Пузырчатый глист, поселившийся у меня под черепом. Временами сволочонок виделся мне кем-то вроде тех, кого долгие годы мы отличали только по выговору - комментатором иновещательного радио. В эфире народов много - всех не переслушаешь, быть может и пузырчатый паразит получил доступ к микрофону.

"Пацаны обижаются, понял?! Тягаем, тягаем ящики за тебя, а чтобы забухать с ребятами - ты жмешься", - упрекнул меня при погрузке Вадик Белкин, смазливый наглец, недавно из армии. "Забухать?" - передразнил я его, а про себя подумал: "Сочиняешь свои песенки, и сочиняй, крыса". Он сам признавался, что напевает на стометровой ленточке им самим придуманные произведения: любовь - вновь, нежность - безбрежность, промежность, а потом посылает записи по условленному адресу, где их оценивают такие же умоокраденные. "За-бу-хать", - повторил я, наблюдая, как тускнеют его оливковые глазки за неутомимым ожиданием похвалы. Увы, у начинающих сочинителей, лицедеев, мазилок органы зрения увлажняются именно так.

Тем не менее, вечером того же дня я купил бутылку дорогой водки и, не снимая пальто и шапки, заглянул к ним в номер.

Окно было отворено, но тотчас же с шумом захлопнулось сквозняком. Мне почудился удар гонга. Приметив на круглом столе латунный поднос с напитками, я степенно поставил туда и свою бутылку.

"О, Славик! Славик: О!" - одобрительно зашумел один из грузчиков, плешивый облом, связанный с разными лихими людишками в рыжих шапках, и тут же обратился к своему любимчику сочинителю: "Что, раскрутил пацанчика на забух (ударение на "а"), да?" "Та, что, я же без понтов: Стасик, братан, не бери в голову", - пристыженно забормотал тот.

Пожимая руки всему собранию поочередно, я встретил незнакомого мне гостя. Он поразил меня сходством с Джонни Холлидеем, несмотря на средний рост и редеющие волосы. На вид ему забралось уже под сорок вроде бы, но я замечал, что такие ребята, проведшие немало времени на пляже в шестидесятые годы и, будучи вдобавок откормлены транзисторным рогом изобилия в смысле твиста и мэдисона (уверяю вас, разница между двумя танцами им известна), способны подолгу сохранять иллюзорную молодцеватость.

Едва ли Алексей Смолий, главный звукооператор здешнего дворца, намекал на свою похожесть на Холлидея именно своим нынешним подружкам, но то, что годков эдак пятнадцать тому он об этом помнил неустанно, виднелось в самой его позе, в самой повадке вертеть в пальцах бокал с "Пивденнобугским". Уважаю таких орлов. Не изменив Родине, не оскорбляя разум самиздатом, они доказали, что Литтл Тони и Роберто Карлос не признают границ. Буду ли я выглядеть так же, как Смолий, если доживу до его лет? Вскоре монтировщики отправились разбирать декорации. И мы остались допивать втроем - я, мой новый знакомый и Валентин, опрятный пьяница-силач, в прошлом (сия повесть не лжива) охранявший наше посольство в Тегеране.

Захмелев в полпьяна, мы без усилий распознали друг в друге почитателей старого материала, и продолжили попойку уже с песнями. То обстоятельство, что сходство с французским идолом от меня не ускользнуло, окончательно расположило почтенного радиста в мою сторону. А мое признание в любви к Бич Бойз и Джан энд Дин даже повлекло за собою тост в честь "Станислава, который всему цену знает". Эх, приятно было вспомнить тех самых Джан энд Дин, наивных и жизнерадостных Джан энд Дин, воспевших с "береговыми ребятами" заодно простые радости Калифорнийского побережья: серфинг, романтические привязанности под рокот прибоя и бесконечное лето, еще не оскверненное ордою хиппующего хамья. Они, конечно, при помощи ЛСД сокрушили тьму предрассудков, но и добродетель не пощадили, своротили с корнем. Не говоря уже о несносной вони, сопровождающей повсеместно "детей-цветов". "Точно", - одобрительно подскакивал молодой сердцем Смолий (ударение на "и"), слушая мои наветы, из сокровенных, тех, что у публики именуются граничащими с мракобесием.

"О Джимми Хендрикс - этот "цыган без лошади" глумился с эстрады над "пляжной музыкой", а сам-то, сам, будучи не в силах одолеть шквал блевотины, захлебнулся на коврике, в отеле, посолиднее, Алексей, чем мы втроем здесь принимаем. Валентин Сидорович, налейте, не в обиду:"

"Неукротимая в тебе ораторская сила, и откуда, ее бы в народ", - удивлялся Валентин Сидорович, разливая остаток. Мне необходимо было "отвязаться", ведь впереди была ночь, и ее одиночество могло быть прервано только словами невидимого поганца: "Бархатное подполье культивирует хаос".

Перед сном я зашел в туалетную комнату, где, нагнув голову над раковиной, долго ополаскивал водою лицо. Когда я выпрямился и посмотрел в зеркало, там мне привиделась мастерская моего попутчика-бутафора. Он играл в шахматы с посетителем, сидя боком к фанерной перегородке, на которой висел портрет императорский семьи. Посетитель был так же, как и царь, бородат. Я провел ладонью по мокрой щеке, и видение растворилось в одноцветной клетчатости кафеля. Как это я умудрился оставить дома бритву, крем? Завтра же побреюсь в парикмахерской внизу.


СОФЬЯ И ЗОНТИК

На Софье были надеты военного пошива сапоги с высокою шнуровкой (у ее родни в городе желтого дьявола недурной вкус), волосы она спрятала под тонкую вязаную шапочку черного цвета. Теперь ее покрывала мерцающая изморозь. На бульваре было темно, и фонари внизу на набережной освещали только ее длинные ноги. Пребывая в полумраке, лицо Софьи казалось хищным и непроницаемым, а бледность ее кожи скрывала биение потусторонней жизни. Мы, такие притихшие, стали спускаться к воде по каменной лестнице без украшений. Река уже начала покрываться льдом у берега. Отражения фонарей на противоположной стороне ложились на воду заостренными осколками. Софья выпустила мою руку, и в каком-то упоении принялась скалывать каблуком намерзшую ледяную кромку. Восхищенный ее яростью, я молча наблюдал, опершись на вкопанный криво пивной столик. По-прежнему не говоря ни слова, она подошла ко мне и, едва заметно отдав честь, опустилась на мое колено, затянутое в коричневую кожу. Я стал целовать ее губы, нос с горбинкою, холодные щеки, а она только нервно покачивала головой. Электрический свет на той стороне, казалось, удлинил свои отблески. Мои руки обнимали ее.

Внезапно странное волнение, незнакомое доселе, пронзительное ощущение бездны охватило меня - то мои пальцы сжались на костяной рукоятки софьиного зонтика, который она, трогая пальцами мои веки, держала у себя между ног.

Подросток ловким жестом опустил на воду воздушный матрац и тотчас же лег на него, взявшись руками за края - я узнал эти руки, они несли праздничный торт, обильно политый сливочным кремом. Но матрац не слушался своего мучителя и продолжал изгибаться, почти на двое переламываясь на волнах:

"Эй, Лу Рид! Лу! Гонолулу-лулу (оба слова - ударение на первое "у")!!!" - я выкрикнул, точно сперва записали на одной скорости, а проигрывают на другой, более медленной, причем прежняя запись слышна: "Бархат: культ: хаос:" Сквозь сон я догадался, что он уже здесь. Он здесь с тех пор, как похерен гимн в моем узилище. Как в моем номере перестал по трансляции в 6 утра звучать гимн СССР.

"Шостакович, выпрыгни из окна", - предлагали консерваторы на митинге в Алабаме. Что ж, когда-то и я рассуждал: "Давно настало время чинно и опрятно самоистребиться. Но мы разучились хоронить себя, не оставляя следов".

Когда прекратил свое существование "матильдин двор" - сад за дощатым забором, в котором я никогда не бывал? Как известно, судьбой сада распорядились Розенкрейцеры, выкупившие его у Матильды, выжившей из ума. Деревья срубили, но и ограду сломали тоже. До растений мне было мало нужды. Единственное, что вспоминаю, так это тополь у помойки. Когда его спилили, я взбесился и написал в Лигу защиты природы жалобу, закончив ее словами Лужина: "одной из главнейших обязанностей наших". Было мне тогда десять лет. Когда же любители розы и креста развоевали забор, открыв тем самым мне дорогу в таинственный двор Матильды, я был уже в том возрасте, когда мальчики донашивают красный галстук.

Архитектор из Литвы, приглашенный нарочно, появлялся на строительстве в пелерине с застежкой в виде эсеровских рук: Что-то посветило с улицы в окно, и я заметил, как мои руки поверх одеяла принимают невольно положение, сходное с тем, что было на застежке у зодчего. Я полюбил бродить по остову воздвигаемого здания, преодолевая свойственный мне страх высоты. Я взбирался по зияющим пролетам лестниц без перил и подолгу стоял в пустых проемах окон и дверей, с жадностью подставляя тело воздушным потокам, что выветривают мало-помалу, распыляют пастельный прах моих воспоминаний. Признаюсь - рассказ о Розенкрейцерах в дальнейшем избавил меня от тягот солдатчины. Вы понимаете, на что я намекаю. Доктора были поражены.

Итак, я не намерен выкидываться из окна, да и едва ли это мне поможет. Ведь меня поселили на втором этаже, а кто проживает на третьем, я не знаю и знать:

"Руженцов!" - дверь распахнулась, и меня стали с бранью торопить на выезд.

"Я отказываюсь от целебного воздействия ветров перемен и нахожу зловоние, несомое ими, нестерпимым. Мне куда больше по душе кабинетная вентиляция газовых камер. Она, по крайней мере, не таит угрозы воспоминаниям, выполненным пастелью, моим героическим мечтаниям на задворках попкультуры. Я отказываю вам в праве называться людьми и - отказываюсь тем самым от собственного будущего". Что еще можно возразить гадюке, выгнавшей меня из постели.

С недавних пор меня преследует подозрение, что я умерщвляю каждого, с кем поговорил по душам, ради возможности, вызнав взгляды собеседника, общаться с ним в дальнейшем без риска. Если даже это и есть "провинциальное развлечение", то очень нездоровое. Малоросский акцент делает всех на одно лицо, и это еще одно препятствие на пути воссоздания портрета того, чей голос будто, избежав чудесным образом посмертной немоты, призван напоминать мне мои же собственные высказывания, сделанные, несмотря на мою молодость, достаточно давно и при весьма немногочисленных свидетелях.

Провинциальные смерти вместе с "голосами мертвецов" вызывают у меня тошноту как аплодисменты в кинозале, также и забываются. Ведь я ни капли не украинофоб в отличие от родителей Софьи. Георгий Кониский, атаман Корж, Шевченко, наконец - любимы мною беззаветно и от души. А мой нынешний товарищ Алексей? Разве он не украинец?

Примечательно, что не только физиономия, стать, происхождение, но и половые приметы моего "глядя из Лондона" как будто не волнуют меня до сих пор. Кто оно такое? Воронья красавица с холмиком на трикотаже или некий мальчонка эдакий, с первого взгляда не угадаешь. Губатенький, стриженый бобрикам, - мужичок, грушевидная шейка. Ноги обуты в ботиночки на ватине со змейкою, вшитою посередке. Стоит подле крана, когда уборщик выплескивает ведро воды, на плиточном полу появляются водяные знаки, и опасливо поджимая ногу, чтобы не замочить, мальчик выдает себя. Прекратить маскарад.

Вот я предпочел корчам мимикрии прямой путь - по шоссе, погнушался тем кис-кис-кис, каким приманивает грешника костлявая жница. Вот он - "киевский шлях", каким идет убивать агронома Лещука агент Бережной: "Ты что так долго не открывал?" У тебя там кто-нибудь есть?

Как воин-завоеватель, как выносливый офицер, направив жизненные соки в нужное русло, я сумел мобилизовать на марш-бросок всю свою мощь, а, видимо, нелегко преобразовать судорогу в гусиный шаг. Гусиным шагом (переложив нож в боковой карман) я пролагаю безупречно прямую линию на карте Яшвильской (ударение на "я") области.

Пройдут годы, и посольство в киргизских шапках проедет мимо на своих выносливых малорослых лошадках, пораженное величием гранитного фрица, который будет стоять здесь, как было задумано, опираясь на меч!

В ансамбле, чье название преследует меня, более всего обращает внимание своим уродством Мо Такер, плоскогрудая недомерка, понуждаемая короткотелостью выбивать однообразный рисунок "стояка" (ударение на "а"), так у нас именуют положение тела в пространстве при поедании пирожков не сидя. Меланхоличный Лу Рид чеканно выговаривал свои банальнейшие стихи, а не в меру носатый для сына шахтера Джон Кейл тянул нищего на скрипище. Затем Лу и Стерлинг принимались смыкать свои гитары, культивируя хаос - и вот такой самодеятельностью я изволил упиваться, шокируя даже Софью, привычную к низкопоклонству.

Лу Рид - вот загадка, до чего же похож на актера Шалевича, а Стерлинг Моррисон (не путайте с кабаном из Дорз) - на Цветаеву, остриженную "под глэчик" (ударение на "э"). Впрочем, на нее многие похожие, слишком многие!

Такие Зюзюшки, как Морин Такер, имеют обыкновение появляться словно из-под земли, когда вы стоите за чашкой кофе в смердящей очереди. Приблизится такая возгря (ударение на "я") и просится вперед "пирожна (ударение на "о") купить", а вы, не глядя в глаза, где соседствуют тушь и закись, но цапнув зло ее грязные пальцы в штампованных пластиковых туфлях, пропускаете гадину.

И только лишь после примечаете, что на протяжении всего эпизода за вашим малодушием злорадно наблюдал какой-то андрогин, забравшийся на подоконник и выстукивающий пяткой по фанере рисунок, похожий на барабаны Вельвет Андеграунд.

Конец первой части


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"Западный мир в том виде, в каком он существует сегодня, не таит в себе ни тени соблазна для меня. Он понятен мне и близок только во снах наяву - это предсказуемая и стерильная область, нечто сродни гофмановским княжествам, процветающая благодаря самоограничению. Нынешний Запад, в особенности его американизированные части, мне отвратителен".

Из дневника Ружникова.

Погода стояла пасмурная, прорехи меж темно-синих туч сочились тусклым светом. Было два часа пополудни. Я вдыхал вместе с воздухом какую-то весеннюю тревогу, распыленную в его прозрачном для глаз веществе и оттого бесцветном. Всю ночь дул теплый ветер, он растопил пузырчатую корку на тротуаре, и вымощенная камнем дорога обнажилась. Камень показался мне чрезвычайно мелким, как будто я смотрю на мостовую с третьего этажа. С деревьев покрикивали малочисленные скворцы, прилетевшие расклевывать зиму. Они сидели на мокрых ветвях, черневших как что-то докучное. Я обратил внимание на колеблемый ветром чулок, наполненный песком, заброшенный кем-то на сук.

Поверхность трассы Сухозанет (ударение на "е") - Яшвиль, та, что сию минуту плывет у меня под ногами, покрыта, в отличие от гостиничного подъезда, "жидовской смолой", как именовали в прошлом веке асфальт. Далеко впереди по бугоркам и выбоинам везет автобус товарища Чашникова ("Пинкфлойд у меня в крови" - слыхали вы что-нибудь похожее, а он мне сам это говорил) и Баннову Оксану донашивать парчовый бешмень - предмет бабьего баснословия, память о сытой жизни в столице у супруга-мальчиколюбца, воспользовавшегося ее фамилией. Да нет - не собираю я сплетен от мебельщиков и костюмеров, обо всем этом мне рассказали Смолий и Сидорович (ударение на "и"), когда мы выпивали. Похоже, что Алексей - фигура для Банновой очень небезразличная. Что же, как будто она вовсе непригодан для любви? Губы у нее были припухлые, но рот при этом велик, голова всегда смотрит вперед и вверх, а протягновенный язык имеет на конце шишку, наводя на мысль о насилии, вынудившем голову молодой женщины занять такое положение. Но, должно быть, она обладает каким-то добросовестным сладострастием разводки, видимо, серьезная миловидность ее непонятна мне по малости лет. При этом она полнеет, и в этом ее увеличении обнаруживается что-то азиатское, жутковатое. Иным людям никак нельзя увеличиваться в размерах.

Вместе с ними едет реквизитор, нос у нее произрастает прямо из лобной кости, выемка отсутствует, брови срослись. Хто бобылица с большими руками, уши у нее проколоты, но и грязны выше всякой меры. Она неизменно влюблена в какого-нибудь милиционера и улыбается редкими зубами, поджимая подбородок на особо тряских местах мазохистской улыбкой, постепенно переходящей на все черты лица, чтобы пропасть до очередного толчка. С такою миной отщепенцы подлого сословия выслушивают по радио об успехах на чужбине предателей-аристократов. По радио? Слушают? И опять мне представился мой наушник, на этот раз в костюме Нового года, на его неузнаваемом лице цветет румянец, подсаженный к Чашникову, и указывающий путь.

А я вот испытываю ковбойские сапоги, подаренные Софьей к моему совершеннолетию, их подметки оставляют занятный отпечаток, но на асфальте не бывает следов, разве что летом. Или Чашников - он своими плешинами запросто ввел бы в заблуждение Фанни Каплан: Высматривает что-то поверх курчавой головы татарина-шофера, изредка перемаргивая глубоко сидящими глазами, наверно то, что я заметил перед ним на столике в кафе: два стакана хереса и полцыпленочка.

А что происходит у них на репетициях! Я примечаю какое-то томное зазнайство среди актеров-бездомовников. Судя по их ухмылкам, затевается постановка очередного утопленника. Любопытно, что мадам Чашников, не вынимающая ног из мешковатых джинсов (видимо, очень нехороши), нос имеет такой же толстый, что и Баннова Оксана, но оттянут он у нее книзу, вроде как у Ринго Старр. Театральный занавес все больше и больше напоминает звездно-полосатое знамя. А позвольте спросить, что породила ваша цивилизация в упрек здешней дикости - газовые камеры на одном берегу и заразную болезнь на другом. Тем не менее, дамочки ведут себя как на Мэнхэттэне, правда Мэн хеттен сего диаметра не превосходит люка, каким закрывают клоачный колодец. Несвистывают "Янки-дудль", а полотенец-то в умывальнике висит со Сретения Господня, уже и вонять перестал. Царица небесная! Собираются, клохчут наседками, подражают хрюканью свиньи, воют по-собачьи.

Коврик для вытирания ног заменял картон. Стараясь ступать тише обычного, я вошел в парикмахерскую. "Кофе? - два глотка", - звучали голоса женщин, скрытых от меня ширмою. В салоне было чисто подметено. Над кассой висел зеленоватый от времени Марлон Брандо. На нем был тот же наряд, что и на обложке "сержанта Пеппера", куда он попал вместе с Обри Бердслеем и Луиджи Кагановичем. Среди портретов, чья задача облегчить выбор прически мужчинам, поддерживающим моду, одно лица показалось мне знакомым и даже слишком - да ведь это же Леня-радист, правда заметно моложе, чем теперь. На столике с инструментом я обнаружил опрокинутую надписью вниз табличку. Перевернув ее, я прочел на обороте: "Вас обслуживает мастер Драгойчева И.Д." Мраморный столик был накрыт исцарапанным листом плексиглаза, под ним лежали подряд: сморщенный от пролитой жидкости календарик, итальянская певица с глазами Софьи, открытка из Болгарии: Точно узор на мокрой штукатурке, пропитанной отвратительной атмосферой гибнущего подземного уринала, с мертвой серой, почти газообразной газетной вырезки на меня наступило видение: набеленные щеки, лишайная поросль на черепе, похожая на полукружие, проведенное фломастером, две чернейшие точки в глазницах, голые подмышки, схожие с провалами щек, многорядный браслет "садо-мазо".

Мне стало дурно, и, теряя равновесие, я взялся рукой за холодный край раковины, на плоском и сухом дне которой валялась матовая зажигалка и пара перчаток. Я отодвинул их, но не обнаружил отверстия для стока воды. То, что я посчитал за раковину, оказалось шляпною коробкой. Я готов был присесть, но сию же минуту из-за ширмы мне навстречу шагнула мадам Драгойчева (ударение на "о"). Несомненно, то была она. "Мама, мама, в Божьем мире Божьи ангелы поют!" Ее голову покрывала невероятно широкая фетровая шляпа, такая же серая, как и у обожаемой Марики (ударение на "а") Рекк. Не дожидаясь приглашения, я опустился в кресло. Рот у нее от природы очерчен несколько капризно, и одна уже эта гримаска обыденной ненасытности сводила с ума, а то место, где губы мадам Драгойчевой становились тоньше, сливаясь со складкой на смуглых щеках, способно было лишить рассудка окончательно. На женщине, в пальцах которой через мгновение появится бритва, был надет аптекарский халат с вытачками, сквозь тонкую ткань просвечивал джинсовый сарафан.

Перчатки, вынутые из коробка, оказались гигиеническими, а зажигалка - без газа. Явно, явно не одну только шляпу примеривали эти красотки дневной смены, судя по распутному прищуру глаз помощницы, явившейся следом из-за ширмы также бесшумно.

"Ну, шо мы с вами будем делать", - с умыслом спросила красавица-болгарка, передавая зажженную сигарету своей сообщнице.

"Постричь, побрить", - прокаркал я голосом полковника Макенау2. Вскоре затем я добавил кое-какие приятные замечания в адрес дамского общества, после чего мне предложили рахат-лукум, золотистый кубик. Я медленно раздавил его языком, пропуская сквозь зубы, в то время как отраженные зеркалом губы Искры и Лидии (таково было имя другой) проделывали то же самое. "У меня то же самое", - как принято выражаться, когда лень показывать какую-нибудь вещь.

Выплеснув мне на голову два кувшина горячей воды, Искра удалилась в поисках шампуня. Лидия Волюптэ (ударение на "э") хлопотала возле невзрачного магнитофона. Красота дочери Балкан сотворила едва ли не чудо, я почувствовал - самую малость и забудется вмиг докучная галлюцинация, а с ней вместе и "падение ума и воли".

Подушечка с яичным шампунем была так миниатюрна, что вязкая пенистая жидкость вытекала, казалось, из самой ладони мадам. Я закрыл глаза.

Они не обязательно высокого роста, но выглядят дородными, рослыми из-за высоких каблуков и платформы, верность которым эти красавицы сохраняют и по сей день хотя бы в домашнем быту. Медленно оплывая, превращаясь постепенно в плоское пятно на экране, сочетающее в себе свойства снега и белкового крема, они несут в себе ощущение довольства, которое испытываешь, просмотрев благополучный триллер. Их увядание, картина для глаз нестерпимая.

Черные с медным отливом волосы Искры Драгойчевой (ударения соответственно на "и" и первое "о") завиты мелкими колечками, в точности как у исполнительниц пошлейшего на свете мюнхенского диско, вышедшего из моды и забытого с беспощадной стыдливостью, с какой забывают кумиров молодости только у нас в стране. Без насмешек, без ностальгии.

Лишь тем воспоминаниям, что содержит в себе свидригайловский уголек разврата, свойственно не меркнуть. Но такими не делятся.

Так Станислав Ружников провел в кресле очаровательной Искры и ее порочной ассистентки Лидии Волюптэ почти полный час. Обе хозяйки салона так хороши, что часы дорогой марки на их запястьях выглядят как подвязки. Вот Лидия убирает с лица Станислава, осторожно, чтобы не дай Бог не потревожить новую прическу, компресс, и мы видим сквозь зеркало слегка удлиненное лицо совсем еще молодого человека, юноши с упрямым подбородком, нежным ртом и римским носом, но единственно жестокий блеск его серых глаз оставляет тягостное впечатление. Не просохшие до конца волосы выглядят темнее оттого, что все еще мокры. Поэтому Ружников кажется самому себе проявляемой в зеркале фотографией.

Отзываясь на прикосновение смелых липких пальцев подоспевшей Искры, Станислав поводит плечами так, будто они у него обнажены: он забывает буквально обо всем, даже о надписи на коробке для магнитофонной ленты. Надпись сделана русскими буквами, цветным карандашом, поверх вытертой старой "Лу Рид. "Трансформер".

Груша пульверизатора, обтянутая сетчатым чулком, возникает и срабатывает в руке Лидии Волюптэ, косоглазой совоокой Лидии Волюптэ.

Распыляемый одеколон окутывает более чем двусмысленным ореолом плечи и голову молодого человека. Ему чудится томительное позвякивание издают волосы Искры, и вскоре за тем его тело, поощряемое волшебными звуками, пронизывает неизбежная судорога. Мы видим, каким соскальзывающим, каким изменившимся взором он провожает силуэт приживальщика, крадущийся за ширмой.

Мне приходилось исполнять свои обязанности под началом у художника по свету Шереметьевой Тамары. То была ловкая и гибкая женщина, немногословная, двадцати восьми лет. Волосы у нее были острижены едва ли не до лысины. Птичье личико оживляла пара глаз, смотревших из-под коротенькой челки взыскательно и печально. С непонятным мне фанатизмом она носилась по лестницам и софитам, проявляя обезьянью ловкость. Я никогда не задумывалась, отчего случайные прикосновения наших рук в регуляторной вызывает во мне подобие морской болезни.

"Сегодня, Славик, можешь гулять", - объявила мне Тамара, устало свесив через опущенный софит маленькие цепкие руки с короткими ноготками. "У нас сегодня сотый спектакль", - добавила она, сдержанно улыбаясь при виде моей новой стрижки. "Что же, схожу в кино, на вечерний сеанс", - с умыслом отвечал я, надевая в воображении ермолку с кисточкой на шереметьевскую голову. "Конечно, сходи, потом расскажешь". Через минуту она уже носилась где-то под потолком точно помешанный юнга, обреченный быть узником неподвижного трюма театральной сцены.

Из окошка в противоположном конце зала меня окрикнули по имени. По голосу я узнал Алексея и с радостью направился в его кабинет. Теперь Алексей Карпович показался мне значительно менее бравым, чем при первом нашем свидании. Кишащая окурками баночка из-под леденцов, рассыпавшийся кок, углубившиеся весьма заметно морщины, то есть все бесспорные признаки смятения и упадка лишний раз убеждали меня в зыбкости и недолговечности и бес знает в чем еще. Казалось, я навещаю усопшего при помощи магнетизма, удерживаемого между жизнью и тлением, но в любой мой готового разлиться зловонною жижей.

"Солидно выглядишь, с герлою познакомился?" - как-то виновато, но и грубо в то же время, задал вопрос Смолий. Паршивое слэнговое словцо рассердило меня сперва, но отвечал я беспечно: "Представь себе, да. На почте. Фройляйн - телеграфистка. У нее сегодня ночная смена, увы". "Конгратюлейшн", - угрюмо поздравил Алексей, незаметно начиная сильно картавить.

После некоторого молчания мы обменялись кивками головы и покинули помещение. Умерщвляемая со дня разлуки с Софьей привычка к жизни расточительной, смехотворный снобизм, но - что поделаешь, делало меня владельцем небольшого капитала. Вот я и вознамерился пропить некоторую часть его с Алексеем, тем более, что нервишки и серое вещество у нас обоих пребывали в состоянии одинаково плачевном.

"Правильно: Правильно - шо еще делать тут: А потом к Шульге за коньяком. Я ж забыл, ты не знаешь доктора Шульца. А потом у меня музыку послушаем. То я вижу, ты здесь сойдешь с ума: Божевильным зробыся", - бормотал Смолий, опечатывая дверь.

"А где ты живешь-то, Леня?" - спросил я зачем-то.

"Напротив нашей гостиницы, прямо через дорогу. Между прочим, зданием, где тебя поселили, в годы НЭПа владела фирма "Мухлянский, Спектор и Ко".

"Бутафор?! Верленчик? Незлой превосходнейший малый! И руки у чудака золотые, что и здесь не веришь? - на, оцени, как он мне пепельницу отреставрировал", - Алексей приподнял треугольную безделку, и в самом деле кропотливо собранную из осколков, для пущей прочности заполненную с исподу эпокситной смолой.

Я улыбался в ответ рассеянно и примирительно - ай да бутафор, Христос ему по пути!

Давно уже стемнело, мы выпивали в креслах. В изголовье холостяцкого дивана горел торшер. Обстановка жилища отзывалась шведскими буклетиками непристойного содержания, повлиявшими на вкусы целого поколения. Раскуривая до боли в губах недостаточно сухую сигарету, я дивился нежданной возможности забыть про подстерегающий меня слуховой ад. Уютно и весело было следить за скольжением толстой ленты в механизме "Днепра 11". Записи из-за множества склеенных мест обрывались на середине, обрушивались одна на другую, но все они были мне известны.

"Кто-то, быть может, грустит по Одессе, а я вспоминаю Ленинград, хмурый осенний Ленинград. Спектор-саунд долгое время отталкивал меня своей излишней полифоничностью: Не обращай внимания, Алексей, разве ты не помнишь, что написано на обложке у Сэма Кука: "Spectre haunts Europe - Spectre of Twist" Hugo & Luigi. "Я изучал немецкий", - холодно вымолвил Смолий. Видимо, моя извращенная осведомленность наскучила ему.

"Фил Спектор, гений звукорежиссуры, достойнейший из современников Брайана Уилсона, был глух, как Брайан, на одно ухо. Давай выпьем за Бич Бойз. Переросткам дозволено быть легкомысленными. А ведь немалого мужества требует подчас наш инфантилизм".

Я взялся откупоривать третью бутылку коньяку, покуда перевертывал катушки хозяин дома. Непостижимое свойство штор и скатертей менять свой цвет в зависимости от времени суток напоминало о том, что уже далеко заполночь.

"Желаю, чтобы все девушки стали калифорнийскими девушками", - высоким сиротским голосом запел Майк Лав, ни капли при этом не раздражая.

"Ну, пьем еще!" - мы чокнулись. К Алексею Карповичу не помедлило вернуться веселое расположение духа, и он снова заговорил со мною о женитьбе: "Так на какую рептилию, ты говоришь, похожа Оксана - на опоссума?" - "Не на рептилию, Баннова напоминает сумчатого дьявола, когда дерет голову ввысь. Знаешь, как она обычно рассказывает, якобы задыхаясь от волнения: Адамс - у меня был целый большой диск! Ну очень большой, замечательный! Чижевский мне его подарил, вернее, у кого-то стащил, а мне принес. У нашего Чижевского манера такая - что-нибудь украсть, потом подарить, взять обратно и снова пропить. Ах, он такой беспардонный:"

"Она мне об этом не говорила", - недружелюбно перебил меня Смолий.

"Она и не мне это рассказывала, а твоему любимому склеивателю пепельниц и еще какой-то усатой девке в шинели, простоволосой, с похабнейшим шнурком на лбу! "Не говорила" - дамочки умеют держать язык за зубами. Одна стихотворствует, другая всю свою месячину выливает в "любовный напиток №9" опять же тишком, заметьте, у третьей - родственники за границей: Пропадешь, Алексей Карпович! Постепенно забудешь, кого зовут Элвис Пресли, придется тебе ремонтировать своей Омфале "фэн" и электробритвы разным режиссерам".

"Вот снова ты заводишься, вероломство! Мне не хуже твоего известно их коварство и тупоумие. Но - что я хочу сказать, запомни: в мире, где мы с тобой живем, разнятся меж собою ну Луи Прима, ну Фрэнк Синатра, а простолюдинки - все на одно лицо".

"Марлен Дитрих тоже на одно лицо".

"Не знаю, я нигде ее не видел. Но у здешних и повадка, и физиономии в пятьдесят лет такие же, как и в пору игр в песочнике".

"О, верно, верно! Но, по крайней мере, у лиц мужеского пола происходит хотя бы ломка голоса".

"Разве что". Сладкоголосый Сэм Кук прервал свои заверения в вечной любви, а приклееный внахлестку кусок пленки с записью Джана и Дина уж снова приглашал нас взяться за рюмки. Выпив, я немедленно закурил и откинулся в кресле, отказываясь от сопротивления той зловещей бодрости, за которой чернеет бесхитростная мука грядущего дня.

С той минуты, когда кошмар в о ш е л в меня и через безъязыкий сокрытый от глаз о р и ф и с (ударение на второе "и") было произнесено имя Вельвет Андеграунд, чувство страха, проникнув внутрь меня, растворилось, оставив меня равнодушным, исполненным брезгливого смирения, без какового не мыслю себя подданным сегодняшней империи. Не страшнее слов, какими обычно повещали на выезд, казались мне призрачные фразы среди закусок в коньячной эйфории под песенку калифорнийского дуэта "Бэби ток".

На мужественном запястье моего товарища были видны массивные часы. Мне почудилось вдруг, что моему взору стало доступно наблюдать движение минутной стрелки, точно она уже не ползет на циферблату со сладострастною миною, а превратилась в указательный палец мечтающей Софьи:

- Что они такое, если только это в самом деле Джан энд Дин, - еще более холодно и скорбно проговорил Алексей, - расскажи, откуда они явились, куда подевались впоследствии, ты же все знаешь. - Его рука рядом с недопитой рюмкой походила на обрубок, я с трудом узнавал в отяжелевшей состарившейся на глазах фигуре недавнего весельчака.

- Не надо бояться. Джан энд Дин: Проживали в Калифорнии два блондина, большие были приятели. Оба паренька души не чаяли в гоночных машинах, водных лыжах и были любители позагорать.

Арье Гринберг, человек, близкий к шоу-бизнесу, пригласил их однажды в ночное заведение, где танцевала девица Джинни Ли, обозначенная в афише как обладательница самых крупных грудных плавников по всему западному побережью. Прелести Джинни Ли ударили молодым людям в голову с такой силой, что они посвятили ей одноименную песню. Запись сделали прямо в гараже. Неужели не слыхал?

- Как не слыхать, хотя, постой, может и не слышал. "Сузи Кью", "Лон Тон Сэлли". - Алексей даже стал загибать поочередно пальцы, - но ведь это не она, это д-другие.

- Да слышал ты Джинни Ли - не мог не слышать. В шестьдесят шестом голу Дин попал в катастрофу и остался надолго парализованным, полунемым вдобавок: Зачем приуныл? Видел я и вашу Джинни Ли, только вот скверно мне отчего-то, будто бес подсадил меня бриться в его чертово кресло. Опаснейшая это штука - образы, порожденные неотступными мечтами, когда они воплощаются внезапно много лет спустя, миную как бы длительное чередование бессонницы и сна без сновидений, перешагивая из удушливой яви отроческих томлений в опустошенность сегодняшнего дня.

- Значит, ты видел ее,- произнес Алексей утвердительно, - не мог сказать, я бы одолжил тебе очень хорошие лезвия.

- Она болгарка?

- Та болгарка.

Я выбрался из-за стола и подошел к полкам, где хранились пленки. Коробки древнейших из них были оклеены фотокарточками и вырезками из "Арены" и "Джюбокса"5. Имена исполнителей были приглядно прописаны еще чернильной ручкой. Рядом с раздавленными очками соседствовал бинокль, поставленный линзами вниз.

- Видны тебе два окна через дорогу? - Смолий махнул рукою в сторону зашторенного балкона, - там на третьем этаже номера приезжим не сдают. В них проживают местные, и среди них одно редкостное ничтожество. Так познакомьтесь - это возлюбленный Искры. Что можно найти в таком человеке: Фотограф якобы, краевед. Первооткрыватель пневматической почты в особняке братьев Мухлянских. Позор! Причем фотает эта собака всю мазуту - свадьбы, детские садики, не брезгует "жмурами". Помешанный на порнухе негодяй, он распихивает ее повсюду - спрашивал у меня подшивки "Радио", там забыл целую пачку, заметит стопу телеграфных бланков и туда насует, под обои тоже прячет. Такая женщина как Искра:

Я прислушивался, пожирая глазами бинокль, пока Алексей не умолк. Когда я снова взглянул на человека в кресле, то увидел, что рот его приоткрылся, словно выпуская дым. Алексей Карпович уснул.

Погодя я приподнял бинокль, две черные окружности на доске говорили о том, что к нему не прикасались. Как давно? Сто лет? "Сто часов" - как принято отвечать на вопрос, сколько времени.

Тихими стопами я приблизился к окну, отдернул занавеску и поднес бинокль к глазам. По ночам одиноких не бывает.

Низкий диван цвета фальшивых шоколадных плиток упирался в стену, которую украшал любовно исполненный фотопортрет Искры. Он был подвешен на капроновой жилке и заключен под стекло. Должно быть благодаря освещению, стекло не давало отблесков, в то время как по сквозным узорам на обоях переливалось золотистое мерцание.

Верхом на тумбочке капельку поджав ноги, обутые в черные туфли, на невероятной платформе с застежками вокруг щиколоток искра как будто замерла, усаживаясь с вопрошающе-бесстыдной ухмылкой. Волосы были зачесаны наверх и убраны в "рога". Одною рукой она трогала овальную сережку в ухе, раскосив при этом соски, хмельно темнеющие под марлею пляжного сарафана. Другая легла пятернею на бедро несколько нарочито.

Высвободив ладонь, я приложил ее к холодному стеклу. Мне померещилось, что я дотронулся, преодолев расстояние до стекла, за которым находится портрет Искры.

"Мне впору принимать таблетки, но сойдет и алкоголь, - подумал я, намереваясь налить и выпить, когда свет в комнате напротив погас. Вскоре затем он зажегся снова, правда не такой уж яркий. То включил лампу под муслиновым абажуром, розовым, но казавшимся лиловым, прозрачным точно пляжный сарафан Искры, мне даже почудилось, что сквозь ткань видны ее загорелые ноги, любовник фрау Драгойчевой. Я как раз наводил бинокль на его склоненную голову, на желтоволосое темя зрителя в темнеющем мало-помалу кинозале; вот уже изображение Искры на стене оживает, превращаясь в начальные кадры черно-белой мелодрамы: Острехонький сладкий перезвон достиг моих ушей, его и издавали кисти на абажуре, покачиваясь они расплывались и пухли, сливаясь воедино со влажными колечками искриных волос.

"Лишь розы увядают, амврозией дыша, в Элизий улетает их легкая душа".

Тьмучисленные розы, заполнившие сей островок безмятежного покоя настолько поражают своим обилием посетителя, что он, не в силах противиться воле цветов, ступает по гравию несколько шагов без мыслей, без зрения, опустив потяжелевшие веки, точно сомнамбул, чтобы раскрыть глаза и оказаться в новом сновидении "Ты со мной вечор сидела, милая, и песню пела: сад нам надо, сад, мой свет! Я хоть думал - денег нет, но любя как отказаться:"

Розовый дурман заставлял вас позабыть о цели вашего визита в сказочный домик с ореховым деревом у крыльца. Чудесным образом цветы заглушали даже щебетание птиц, отчего само место еще больше поражало тишиною и уединенностью невзирая на близость проспекта с его новомодными постройками, готовыми окончательно принять темно-серую окраску.

Домик являлся собственностью Ефрема Яковлевича Диаманта. Будучи рожден в Австро-Венгрии, Ефрем Яковлевич так и не выучился вразумительно изъясняться по-русски, что не мешало ему, однако, заведовать крупнейшей бакалеей в округе. Диаманта уважали за трезвость и умение вести дела. Как и многие из торгового сословия, бакалейщик не щадил средств в стремлении дать своим детям высочайшее из доступных у нас образование. Детей же он имел троих. Старшие, Анатолий и Эмма, посвятили себя медицине, только вот младший, Игорь, не радовал, прямо скажем, не радовал.

С ним-то я, можно сказать, и дружил. Бесконечно снисходительный к чужим грехам, щедрый и отзывчивый, Диамант-младший любил слушать мои довольно резкие для тогдашней провинции суждения о ходе государственных дел. Но еще выше он ценил мои музыкальные познания и голос. Частенько бывало, что в отсутствие грозного родителя комнатка молодого Диаманта превращалась в студию, где Игорь, конфузливо отмеривая отцовский виски, наслаждался иллюзией рок-шоу, не уставая пророчить мне блестящее будущее на поприще шоу-бизнеса. Он же был моим первым и единственным в жизни фотографом. Надобно признаться, что всего более меня радовало его непостижимое безразличие к одной из соучениц - длинноногой девочке с черными волосами до лопаток. Позднее это она будет скалывать ледок на вечернем пляже.

Так и в то июльское утро я зашел навестить Игоря в его комнатке с двумя полированными колонками, изготовленными на заказ, плакатом Гарри Глитера и вечно откинутым столиком секретера, где соседствовали подсвечник, икона, паяльник и пепельница с надписью "Мартини", чтобы взглянуть на пластинки, которые кто-то вздумал распродавать.

- Шо?! Он тебе нравится? Серьезно? - Игорь от недоумения обронил пепел на свой тогда уже заметный живот, - ну тогда я не знаю, шо ты в нем нашел: Лично я послушал, даже записывать не стал. Что-то по типу Элис Купер, но слабее намного. Лучше ты спой мне "Beware My Love", так как на выпускном, или без ревера не получится?

- Нет, Игорь. Лу Рид - это особенная стать. Он меня, не знаю как сказать, завораживает, магнетизирует.

- Но сороковник отдавать, согласись, Слава, за него много. Это диски Гарика, то ж такой паучара!

Протягивая руку за сигаретой, я зацепил шумный пакет с адресом магазина в Гонконге, и оттуда как-то медленно и развратно, словно мокрое полотенце, вывалился кремовый рукав с медною пуговкой на манжете.

- На тебя она будет короткая, - заметил Игорь, вытаскивая из пакета вельветовую курточку в мелкий рубчик.

- А дорогая она у него? - я машинально справился о цене, прикрывая томным и кудрявым Марком Боланом грудь Лу Рида, затянутую в мережную безрукавку из капрона.

- Шестьдесят.

- А Лу Рид - сорок? Здесь душно, хотя и прохладно в то же время, - бесцветно произнес я, отрекаясь от самостоятельности (а в голове, меж тем, целый ад - бирка в голове "Рок,н,Ролл Энимал", барыш).

- Хочешь, пойдем покажу новых рыбок, каких бате привезли.

- В доме отца твоего обителей много, - я суесловил, не придавая значения тому, что говорю, будучи весь охвачен неожиданным замыслом.

Вам, конечно, не известно, что у меня был еще один дружок, откуда вам про это знать. Порою я опасался, что он не что иное, как моя собственная тень, с таким усердием он подражал мне во всем, вплоть до эротических фантазмов, выпытав и про них. С невозмутимостью лунатика он следовал за мной повсюду. Какой же это был патологический тип, своенравный и вместе с тем легко поддающийся внушению. Нет, он не спаривался с собакой на футбольной площадке, не сажал младшего братика в рыболовный сачок - всем этим грешили его соседи по двору. Его отличала непомерная и ложная ненависть к собственному сословию, родственникам, обычаям. Квартал изверившейся бедноты, где ютились рабочие семейства (надеюсь, хоть кто-нибудь из этих людей в дальнейшем разбогател), был вполне подходящей территорией для его истерик, подогреваемых дешевым вином и радиоглушением.

Мне доподлинно было известно, что у Телющенко, так звали холуя, прикоплено ровно сто рублей на покупку ношенных джинс, либо куртки в том же роде - чего-нибудь одного. Выходило, что если мне удастся уговорить его приобрести тряпицу почему-то именуемую "Фигаро", за имеющуюся сотню, то и Лу Рид достанется мне задаром.

Диамант-папа до экзотических рыбок был хороший охотник. Красавец-аквариум, инкрустированный перламутром, занимал целую стену. С первого взгляда я узнал среди его холоднокровных обитателей стеклянного окуня. Будучи ребенком, я услышал от игроков лото следующую историю: на Арбате, знаете ли, в зоомагазине, прозрачная рыбешка живет. До чего же гадкая, словила у меня на глазах другую вдвое больше себя и тянет на дно жрать. С того дня стеклянный окунь надолго сделался неотвязным моим призраком, даже рыбкой, в которую тычет вилкою "доехавший осетра" Собакевич, мне представлялся стеклянный окунь.

Намерзший за ночь пар на стекле создавал ощущение, будто и сию минуту я гляжу в окно напротив через стеклянного окуня, выросшего соразмерно моему помешательству.

- Каково, на твой взгляд, Алексей Карпович, сие чудо природы? - спросил я, оглядываясь. Но Алексей Карпович по-прежнему спал, теперь уже похрапывая. А память между тем продолжала потчевать меня все более подробными картинами прошлого.

О, я знал, что делал! После того, как сделка состоялась, и мой прихвостень ушел, гордясь впопыхах своей обновкою, мы с Игорем вернулись в гостиную, где, угощая меня каким-то горячим бальзамом, он обронил полушутя: "Ловко ты обманул своего товарища, не ожидал". Я только развел руками: Невидимый саксофонист (Диамант-старший коллекционировал только оркестры и эммигрантов) старательно выдувал ноты бразильской мелодии. Она была мне знакома - "Бонита".

"Зачем мужчине быть красивым", словно задавал вопрос бронзовый вдвое меньше естественных своих размеров, вождик. Круглолобый, с растопыренными пальчиками без ногтей, он не одно уже десятилетие упирался ботинкой в пьедестал у входа во дворец культуры. Уменьшенный, он походил на домашнего гения и малыша: "Я не маленький, я - мальчик, мужчина, я большой!"

Тут же, как бы дерзко повторяя немой вопрос статуи, но иначе выставив ножку, прямо на газоне стоял Телющенко в куцей курточку, обладателем которой он являлся уже больше месяца.

Приблизившись, я отметил, что побрит и пахнет духами. Мне было известно, что он ворует духи у родителей.

- Паханы оставили меня одного, и я решил сегодня найти себе женщину.

- Известное дело, - поддержал я.

Неужели вы не догадались, что за существо сидит и мается злой бессонницей в окне напротив! Через спинку стула перекинуто мокрое полотенце. Оно убивает табачный дым, если верить календарю. Льняные волосы острижены в скобку (сколько радостей было у него во взоре после приобретения гребешка с бритвой, прикрепленной к зубьям), он удовлетворенно потирает желтые ладони, видимо посчитав, что я удавился, коль не отвечаю. Но я жив и слежу за ним, угадываю по движению губ постылые слова "Бархатное подполье культивирует хаос".

С той встречи в августе мы стали видеться все реже и реже, а после и совсем потеряли друг дружку из виду. Телющенко, кажется, уехал поступать в спортшколу. Ну а сейчас ему вздумалось разыгрывать меня при помощи НЭПовской почты духов. Э, нет, Телющенко Александр, со мною этак не шутят. Я опрокинул в рот коньяк и быстро вышел из квартиры.

:Когда калитка в диамантово царство захлопнулась за моей спиной, я как будто очнулся ото сна, чья вязкая фабула само зрение делало зависимым от некоего особого тяготения, какое испытываешь во сне, но земным его назвать не решаюсь. Предметы и существа уменьшаются во сне, когда им не находишь названия, и вот теперь, когда свинцовым ногам вновь возвращается невесомость и прыть, снова перед глазами у меня возникает освещенное внутренним светом плоское стекло аквариума, а за ним две стеклянные рыбешки, они растут и, наконец, достигнув естественной величины, обретают названия. Это две холеные скалярии. Они замирают одна против другой, образуя на мгновение опрокинутый щит Давида.

Вынужден признать, что гордыня и предрассудок оказались скверными светильником и посохом в моих странствиях. Узость провинциальной трассы - вот и вся награда за нежелание видеть в людях, ниспосылаемых судьбой для поддержки и сочувствия одни лишь "имиджи", которым испорченное воображение добавляет принадлежности, унижающие человека как венец творения. Жизнь расплачивается со мною асфальтом - невелика награда - за стольких монстров, выявленных моим усердием. По сути все недавние реплики моего соученика Телющенко прозвучали как напутствие, но не как осуждение.

Солнце, само по себе похожее на дорожный знак, светит прямо в глаза и этим начинает меня ужасно бесить. Дорога снова устремилась вниз. В сумеречной дали на горизонте явственно обозначились какие-то остроконечный вышки. В моем богобоязненном уме, а похоже, что там вечные сумерки, всякие силуэты вышек связаны с наглыми тушами декабристов, так же как цистерны с погруженными в нефть лицемерными их спасителями. Точнехонько в том месте, где пресекался спуск, и шоссе равномерной перпендикулярной линией упиралось в горизонт, привычно маячила будочка "ожидалки".

Как же я противился, шевелил ногами. Точно не мог нащупать педали, но все-таки, уступив соблазну легкого спуска, быстрым шагом направился к остановке. Треугольный знак "дорожные работы" показался мне перевернутым гербом одного из древнерусских городов, зачем-то я хлопнул ладонью по железному столбику, поддерживавшему его. И я не бранил себя за безрассудство, даже с некоторым щегольством надавливая при ходьбе на стоптанный каблук сапога. Приходилось ли вам замечать, что на иных снимках приоткрытый рот Лу Рида смотрит окном после пожара. Как я не хотел, но вынужден был признать, что перешагивая порог ожидалки, я будто бы проваливался в разинутый шахтерский рот Лу Рида.

Внутри было темно, и, казалось, никого нет внутри. Двое парашютистов в черных комбинезонах нежно поддерживали под руки парившую в небесах женщину, похожую на куклу. На ней было надето платье из ткани настолько тонкой, что носить его можно было бы только на голое тело. И вот уже это не парашютисты , а подводные ныряльщики с восковыми лицами : Неважно, неважно. Как раз облако отодвинулось, и широкий луч закатного света высветил дощатую скамью, пегий от табачных плевков цементный пол, а на нем пару женских сапог, какие называли, помнится, "румынками". Сапоги были иссиня малинового цвета, а гамаши совсем синие - темно-синие. На скамейке сидела поселянка. И внешность, и количество лет ее были мне мало любопытны - мужь, диты: Я демонстративно уселся подальше от нее.

Мысли Ружникова при виде Румынок: по-моему ношение обуви - это строжайшая привилегия мужского сословия. Сапоги уместны на ногах захватчика, истоптавшего несколько пар подметок, чтобы накричать, позируя, на мать партизана; в сапоги должны быть обуты ножки продрогшего рукоблудника на пороге бомбоубежища, разносчика телеграмм, уверенного в том, что настанет день, и распахнутся двери, сопровождаемые мелодичным звонком, а вслед за дверьми и полы халата прелестной хозяйки дома. Женщину можно представить лишь в бутсах, покоряющих дешевизною и величиной зерен. Она попирает босыми ступнями почву родной резервации, закогтив многосуставчатыми пальцами ее рыхлое вещество.

Ничто, ни единый предмет не поблескивал в полутемном склепике. Бывало, усаживаясь за письменный стол, я убирал с него всякую вещь, способную блестеть, и только потом уже зажигал светильник.

Отвратительный Телющенко снова овладел моими помыслами. Одной из первых книг, разочаровавших меня, были "Воспоминания о камне" академика Ферсмана. Двое геологов празднуют открытие в столичном ресторане, им еще не известно, что они являются оружием возмездия. Ученые сидят у раскрытого окна, занавешенного сиреневой портьерой. Они сидят на одинаковых вычурных белых стульях за круглым белым столом. Оба носят одинаковые шкиперские бородки, у обоих русые волосы, взбитые в хохолок, похожий на бурунчик в рожке с мороженым. Официант со сросшимися бровями и уходящим в шею при улыбке подбородком присаживает к ним за столик девушку. Она чудовищно мала ростом, и ее тоненькая шея, перевязанная фуляровым платком, готова надломится под тяжестью машкуры, скрывающей вместе с очками ее лицо. Эта девушка - Александр Телющенко, на нем надет обильно подбитый ватой кремплиновый брючный костюм и паричок, делающий его похожим на япошечку из женского оркестра. Телющенко привычно лжет истосковавшимся в тайге по дамскому обществу разведчикам недр. Он сочиняет им про известные женские неприятности тем же карминовым ротиком, что бормотал тразименскую камышинку почты духа. Незаметно для глаз все трое уже перенеслись в квартирку обманщика. Окошко в ней также раскрыто, но занавеска значительней уже той, что в ресторане. Однажды испытав блаженство, геологи жаждут ощутить его еще и еще раз. И вот один из них, ослепленный похотью, срывает "первук" с плешивой головы отчаянного травести. Осознав, что их обманом вовлекли в противоестественный разврат, молодые люди убивают Телющенко острым и тяжелым самородком, как и подобает геологам. Порок наказан. Оставшись наедине с трупом. Они вспоминают, что до сих пор не одеты (Телющенко уже успел переставить пуговицы сообразно женскому вкусу), и вот один из них, тот, что похож на парашютиста, поправляет рассыпавшийся кок, после чего натягивает малоразмерную вещицу на свой могучий и гладкий торс целомудренного убийцы. Ткань лопается зубчатыми клочьями, словно ее вымочили в серной кислоте, но мускулистая спина остается невредима и не выражает ничего. Верхушки деревьев за окном замерли в знойной ночи, они неподвижны и пострижены также как и карликовые деревца, что живут в кадках ресторана.

Закат разбивался огненною гроздью, дробясь в стеклышке, вставленном в мой глаз. Я снова стоял на возвышении и командовал зондер-командой! Виселицы, оформленные в виде конечностей красоток из "Фоли-Бержер" - Фюрер дарит вам только подвязки, я дарю вам непостыдную гибель от арийской руки. Маленький мальчик с испуганной улыбкой лакомки любовался вскинутыми перекладинами, веснушчатыми бедрами и победоносным вермахтом.

Опять у меня удушие - розы своим ароматом сводят с ума. Издалека стал доноситься рокот мотора. "Продается разбитое сердце", - мне случалось читать письма от девушек, раздосадованных краткостью этой фразы едва ли не больше, чем краткостью одноименной песенки Элвиса. Машина приближалась, гул нарастал, а с ним заодно и мое дионисийское озлобление.

Поселянка качнула головой, подняла за лебединые рукоятки свою ношу, затем встала на ноги. Мои пальцы легли на нож. Она стояла спиной ко мне в проеме - болоньевое фру-фру и духи. Фары скользнули по нашим сапогам - блеснула фольга на полу, должно быть от плавленного сырка. Должно быть, он у нее за губами - небольшая часть. И я понял, что точно также заблестит острие моего:

Проехал не автобус. И, высоко подняв руку, я опустил нож в то место. Где шея соприкасалась с плечом.

Есть небольшой квартал, я его часто вижу во сне, я оказываюсь в нем обычно в теплые сумерки. Там есть широкая площадь. Она поката и уходит под откос, где виднеется садик, более живописный, чем он есть на самом деле, еще более загадочный, чем виделся мне в пятом классе, когда решетчатая спортплощадка на его территории легко поддавалась заселению самыми фантастическими существами.

Здания на площади похоже на здания Львова и Киева разом - оба города остались в моей памяти все теми же снами наяву. Я знаю, что никогда снова не попаду в них, но я также горжусь тем, что я единственный, кому недоступно туда проникнуть, даже приблизиться.

Не двери одного из подъездов прибит указатель. Вот как выглядит перечень мнимых жильцов:

                           Луценко
						   Матвиенко
						   Музыка
						   Мухамедов

Камень, из которого построен особняк, превосходит величиной обычные строительные материалы. И здесь я не могу не вспомнить слова Эдгара По: "Есть моря, где тело корабля растет как человеческое".

Существуют и сны, в чьем воздухе камень мостовой растет подобно жемчужине в сумерке раковины.