АНРИ ВОЛОХОНСКИЙ

Из книги "Известь"


мыло

Если натянуть слова на рамку
Ритма или смысла - момент гигиены
Стихи охватят чистое пространство
Видимой пленкой тонкого звучанья.
Радужная плоскость значений или метров
Вздутым слогом затянутая в рюмку
То, глядишь, пузырчатая, ту сторону покажет
То в зеркало вернется изящная вещица.

Сильные вещи сваляны из мыла -
Скульптуры смыслов в архитектурах ритмов:
Разнобой зданий, пустозвон кварталов,
Колокольни городов и сел, ксилофоны кладбищ
Слезятся пеной в зрачках эпохи -
Хрусталик в пузыре молочной зеницы,
А за каждым из них встает эпоха,
Голой галактики намыленный эпос.

Созидаются сильные мыльные вещи:
Вон - на засаленном пьедестале вьется
Скользкий маргариновый мемориал витии -
Сам Поэт в радужной паутине пены фонтана
Вещими вещами стоит обставлен.

Но стоит усомниться в вещественности вечности
И слово станет сразу летучим и ползучим,
Тем же кто привычен пространства пенить полость
Куда как без мыла такое затеять.







мазь
Икона распятия


На лаковой плоскости цветной доски
Уголь свечи - пчелиный цвет
Мел, рыбий клей да крашеный воск
Годится - молиться, а нет - так нет.
Виселица Божья на земле стоит
А над ней Дух Божий в небесах парит
Без всякого пафоса можно сказать:
О тщета тщетная, все тщета...
Троица глаголей на бугре стоит
Справа висит там праведный бандит
Слева - левый, неправедный бандит
А посередине их здешний царь
Даже не знаешь как его жаль
Виселица Духа на голове стоит
А на ней арамейский монарх
Люди говорят: Пилат, Пилат!
Еже, - отвечает, - писах - писах.

Анна говорит, Кайафа говорит
Народ говорит и все говорят
Иудеи говорят христиане говорят
Говорят говорят говорят говорят
Мусульмане-басурмане и те говорят
Сами с усами - везде говорят
Чем поганее сами тем и говорят

На глаголи Духа един Глагол
В небесах колеса скрипят: "галгал"
Синие ободья кругом глаза
Багряные ступицы как у паровоза
Где ни кинь всюду 	прах
	тлен
	склеп
	червь
	труп и гроб
А на небе пляшет крылатый трон
Пониже Херувимы машут и орут:
Свят
Свят
Свят Господь Саваоф!
Божий Глагол, да Божья же и глаголь
Кожа с кожею и с Духом - Дух:
Не умеют Ангелы считать до двух

Виселица Божья на черепе растет
Всех окружающих от ужаса трясет
Латинская пехота, кислое копье
Да прославится имя Твое!
С обода Галгала моргает глаз
С глаголи на Голгофе Глагола глас
Всуе призывает имя Илии:
- Или, Или, лама савахтани?
Пить, - говорит, - хочу...

Эта композиция знакомая давно
Материя зеленая бревным бревно
В рыбье древо-дерево цветной доски
Лишь посмотрел и отошел с тоски






Плач по утраченной тыкве

как перед рыжей стеной покаянного львов                                                                                                                                                       града
плакал древле под небом палящим пророк иона:
- отчего же 
о
ах
увы           	усохла 
                                                ты,
		тыква
тени 	не даешь
      нет      огородная ты, свет, моя	о куль-
   	                                      тура!
словно хребет беженца стебель твой было	в тын
		  	      		     вился
как эмигрантская	желт
		был
		твой
		цвет,
		проза
век закатив просвещенья с плеч
                                           в грядку 
где ж твоя благодать - где 	ты,   
о влажных строф    	            
                овощ?                       

если тыквою в небе стал 	государь    клавдий
как философ о том доложил          двуударный 	сыч 
				 	         се-
					        нека,
что ж не прикроешь	ты
	он
	она
	меня
	его            той   золотой        тогой? -

тыква ты,    	  о кикайон колокинт
	                          цукка!
как на тифлисской стене    грузин    в  локоть  нос    	                                                                
        				    ростом
изобразил тыквой лик              хазар орд
	                                      хана
как рязъярилась рать                        иудей
тюркских
ринулась на тифлис            ять дома,	      жечь
					       печи
да в трубу головой их            чтоб лаз
 дыму
заградил былого жильца        лоб
	                                     узкий -
что же ты мне льешь             злой
	                                    зной     
                                  укороченной сала-
	                                    мандрой?
голос-исповедь имени твой                 лишь:	"ты-
		ква", -
		слышу.

в хладном лоне варил меня 	змей
		хляби
рыбий глаз породил меня 	в мир
            	с визгом
объяла меня
обуяла меня                       тухлой пеною	вод
	                                      прорва
вся пучина быльем поросла,    бездна -          трын
    травкой
нет, не треглавой острогой      морей
           	                            беса -                                                          
словом,
словом разил я
             разил    	пресный сок
	               волн
	                 ягод
мутит меня от стихов         от своих       
                             и от чужих                                                         	                 
                            мутит
мутит меня
мутит          ох           мутит             мутит
тыква    -    кикайон    -  колокинт    -    цукка!
около колоколен вбок
                               бей
                               кинь
                               билом!

как не пройти иглой                  мимо    вглубь
		    лала
так не верблюду ей               вшить         трос
	                                  в уши
верно ведь говорят:	    "богом пьян - не скули
    в нищих"
верно значит 	и:             духом нищ - так дуй
	                                  с богом!

и отвечал ионе из солнца туч 	гром
        		яхве:
- что, о пророче мой,         тебе            столь
                                         жаль тыквы?
только всего и рек                и смолк
	                                    сущий
почерпнем и мы 
тыквы                                          соль
горстью.









цыганы
                                    Алеше Хвостенко

Один цыган осев, однажды
Чуть только осень началсь
Иных учить затеял важный 
Над кочевыми величась:

- Смотри, снега задолго веют
Лошадка брысь - копыта вбок
Кто не грядущего радеют
Тому и нынче поперек!

- Здесь... Там... Да конь к чему хомут-то -
Блуждалец вымолвил ему -
Хоть чуть кто сядет вольный тут-то
То уж сидеть там и тому!

Смотрю, смотрю на двух цыганов:
Который правее из них -
Монах свободы ли болванов
Иль обеспеченности мних? 








песенка блудного сына


Блудная мамаша
Белу грудь ногтями
Боронит и пашет:
Что с ее дитями?

Воду льет в подушку
Ерзает в постели
Яйцами в кукушку
Птенчики летели

На скорлупках клуша
Всем сыночкам "ваша"
Заспала им душу
Теплая мамаша

А сама с березы
С бирюзовой каши
Свыше, дряблой розой
Как платочком машет

С тем, что не забыла...
(Чисто притча - повесть)
С месяц к звездам выла
Ишь, заело совесть!

Бурь великой драки
Вши ль ее заели?
Иль кусают раки
Хвост за корень ели?

Или ей скривило
Рыло с сальных брашен?
Дошлая кобыла
Ушлая мамаша!

Да видать не в лошадь
В папахе папаше
Старая калоша
Бывшая мамаша!

Чисть же ей томило!
Задирай мочало!
Чтобы в ей не ныло
Личное начало

В пяты обе хромы
Чтоб мела умыта
В гульные хоромы...
То она... А мы-то

Мимо броду бродим
Мимо пашен пашем
Ерзаем доходим
С голою мамашей








на книгу голощаповой

Стоит как избушка на курьих ногах
Гусиная гузка в вороньих лугах
Как мокрая утка на солнце блестит
Зашел бы в избушку, да уж не стоит







а н т и э р о т и к а




*

Раньше, следуя Сократу и Платону,
Мы усматривали в творчестве приятный происк
Ныне ж, сами никому не следуя,
Мы глядим на это дело по-иному




*

Выраженье лица
Моложавой мартышки
Что в рост - что с торца
Дряблый торс коротышки
А под маковкой - череп крестца
Где смыкаются бедер подмышки
В пьедестал, что подставил пигмею колосс

Озаряет венец ее лысое темя волос




*

Мы, ваяя Матрону в мраморе,
Поощряем дурные вкусы
Изваяв же ее из того, из чего она,
Обнаруживаем скверные нравы 







*

Хорошо у кого эрогенная зона снаружи:
Все-то у них под рукой,
Нет нужды даже в скромной фантазии

Вот когда иннервация неги зарыта в слоновую кожу,
Тут уж станешь и против собственной воли талантлив!






*

Если правда язык - наилучшее средство общенья,
Почему мы так редко общаемся с помощью 
                                       этого средства?





*

Дамочка - вата во рту -
Зажала в ладонь треугольник

Кто же там - уголь в зубах -
Рвет на мизинец квадрат?









*

Инстинкт продолженья рода
сродни возвратнопоступательному движенью
осуществляемому червячной передачей
шатуннокривошипного механизма

Ведь следуя червячному правилу
через схему цепей и блоков
поступь возвратного действия
легко разнесет по кругу
любое вязкое тело

Вращенье - рефлекс отвращенья:
каждый припадок симпатии
на каждый период конвульсий
род возрождая родом
судорожно оборачивает
коленчатый вал поколений 

Но ежели поршень промасленный
шатун лишь шатает всуе
весь этот тип движения
вообще ничего не стоит






*

Свечкою он
Она - фонарем
Взыскуют человека грядущим днем

А на заднем плане
Словно подсолнух среди ромашек
Взрослая дылда игрушечной дылдою машет







*

Бес небытия - в каждом событии:
То внутри никто, то вокруг никого
А кто сомневается в собственном бытии -
Ищи чтоб кто уверил его