Татьяна Щербина
КАК ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ?

Вопрос, как правильно жить, возможно, занимал бы меня более поверхностно, если бы не мой сын. Он сделал неожиданный и жесткий выбор. Будучи мальчиком слабеньким, хотя и агрессивным, он присматривался к окружающей действительности рационально и практически, как витязь на распутьи. Будто считал, что из всех путей во взрослую жизнь есть единственный правильный: где и голову не сложишь, и коня не потеряешь.

Не знаю, о чем он думал, сужу по результату. Он категорически отверг всё, что видел вокруг себя: сложные отношения, страдания, ложь, ненависть, развод родителей, их многочисленные браки, их проблемы с их родителями, в свою очередь, с непростой жизнью, красная прабабка, белый прапрадед, еще один, как внезапно выяснилось - неродной. Правда, родители его отца - простые провинциальные евреи - жили долго и счастливо. Из всей родни у деда по отцу у единственного были серые глаза (у остальных - карие), как и у Вадика. Хотя он больше не Вадик - сменил имя, и все приключения нашей жизни перестали иметь к нему отношения.

Он рос при излете советской власти, перестройке и ее провале. Съездив в 1990 году по школьному обмену в Америку, он возненавидел с особой остротой советскую смесь прозябания и самомнения, а главное - инстинкт разрушения, встречающийся на каждом шагу: от порчи лифтов до порчи отношений. И принял твердое решение эмигрировать. Не в Америку: достойная материальная жизнь оказалась для него потрясением, но то, что он пытался найти и не находил, лежало в другой плоскости. Он искал стабильности, вечных ценностей, истины, первоосновы, смысла жизни, который только и может удержать от постоянного соскальзывания в тартарары. Он уехал с отцом, который был евреем в России, но оказался русским в Израиле - по галахе, правилу, по которому еврей - это тот, у которого прабабушка по материнской линии - еврейка.

В советской школе Вадик привык гордо заявлять, что он еврей, в ответ на "жидовскую морду", на которую его морда действительно, как ни странно, была похожа. Может быть, даже не морда, а типично еврейский облик, которого вовсе нет у его отца. В Израиле он оказался гоем (не евреем), что вызывало подтрунивания сверстников, как и в советской школе. Вадик прошел процедуру под названием ги-юр и стал евреем. Евреем может стать каждый (кроме женщин, потому что их национальность должна быть генетической), кто пожелает и пройдет посвящение. Недавно Вадик упомянул, что евреи - избранный народ. Я заметила, что не потому ли и фашисты ополчились именно на евреев, поскольку возомнили себя высшей расой, а двум избранным народам тесно на земле? Вадик ответил, что никакого сегрегационного или высокомерного смысла в еврейской избранности нет: каждый, кто хочет посвятить свою жизнь изучению Торы и молитвам, может стать евреем, будь он китайцем или негром.

Каждый день, кроме суток шабата (пятница-суббота), с раннего утра до позднего вечера, ортодоксы спасают человечество своими молитвами и бесконечно вникают в тайные смыслы книги, данной Творцом (слово Бог не произносится, а в светской израильской прессе обозначается "Б-г"). Тора - первые две книги Бытия в Библии, хотя Библию евреи не признают: есть Тора и Талмуд (она же устная Тора), примерно 80 томов, писанных еврейскими мудрецами. Если не признать аксиомой то, что Тора была дана Творцом, настоящим евреем стать невозможно. Странные для посторонних израильские споры о том, кто настоящий еврей, крутятся вокруг Торы.

Евреи, не живущие по Торе, то есть, светские, ненавидят ортодоксов, и чувство это взаимно. С точки зрения ортодоксов ("харидим" на иврите, куда входят разные группы, включая хасидов) рожденный евреем обязан соблюдать Тору, и не соблюдающий ее - отступник, предатель народа, хуже любого гоя. Собственно, гой, соблюдающий семь заповедей (как раз вошедших в христианство), является хорошим человеком, а большего с него и не спрашивается - он же не избранный, а обыкновенное живое существо. Как эти существа живут, ортодоксам интересно не более, чем образ жизни коров или мышей. Ну питаются чем ни попадя (не кошерной пищей, то есть не входящей в список того, чем велел питаться Творец), беспорядочно совокупляются, смотрят фильмы и читают книги, сопереживая вымышленной жизни, не существующим в реальности людям, големам, жуют телевизионную жвачку, думая о ней гораздо больше, чем о жизни своей, близких и жизни вообще.

Ортодоксы живут изолированно, и с этим вот "внешним миром" не общаются. Не только потому, что неинтересно, а еще потому что страшно. "Если мы будем жить среди других, нас просто размоет", сказал мне сын. Страшно, что мир соблазнит еще не окрепших в вере, потому стараются не показывать детям и подросткам "жизнь улицы", что технически несложно. Ортодоксы живут либо своими большими кварталами в городах (в Иерусалиме их большинство, в Цфате - только они, в Бней-Браке тоже скоро других не останется), либо на оккупированных территориях, на Западном береге реки Иордан. Религиозные школы - тут же, далеко ходить не надо. Живя на территориях, представляющих собой поселения в пустыне, не надо даже за продуктами ездить, их кажый день развозит по домам специальный фургон. "Окуппированные территории" там не говорят, поскольку это земля, принадлежащая Израилю по Торе. А кому она принадлежит сегодня с административно-политической точки зрения, ортодоксов не касается. Они вообще не признают государство Израиль, в том смысле, что в Торе все четко расписано: кто, что и когда должен делать. Там и про рассеяние евреев по свету написано, и за что этим был наказан народ, и про воссоздание государства, и про восстановление разрушенного Храма, от которого осталась одна Стена плача. Ортодоксы потому и ходят в черных одеждах, что носят траур по разрушенному Храму, а когда придет Мессия (в чем также невозможно сомневаться), траур, наконец, будет снят.

В жизни ортодоксов нет незначимых или ничего не означающих деталей, названий, имен. Всё имеет свой "небесный", духовный аналог, свою историю, свое назначение, свое время и место. Более регламентированной жизни, чем эта, представить невозможно. Внешне ортодокс отличим на улице своим черным костюмом (или лапсердаком и чулками), из под которого торчат белые веревочки - цицит, шляпой, богатые надевают в шабат меховую шапку и белую шаль - талес. Замужние женщины ходят либо в парике, либо в шапочке, скрывающей волосы, в длинной юбке и закрытой кофте с длинными рукавами. Пятидесятиградусная жара ничего в этом не меняет, поскольку так одеваться велено Торой. Впрочем, ссылки на Тору означают часто то, что написано в Талмуде. А что касается всяких мелких житейских вещей, "нештатных" ситуаций, не прописанных в Талмуде (вернее, прописано все, но не все умеют прочесть то, что нужно), на эти случаи есть рав, учитель, который подскажет, как поступить. Рав - это единственный знак отличия в религиозной "карьере". Типа звания академика: когда синклит мудрецов решает, что ты достиг мудрости, тебе присваивается звание рава.

Оговорюсь, что я не знаток еврейской религии, меня занимает образ жизни, принципиально отличающийся от других, основан же он на Догме, вариаций толкования которой - несметное количество, даже в стане ортодоксов. Что касается других религиозных течений (пргрессивная синагога, консервативная синагога и т.д.), то ортодоксами они не признаются, поскольку якобы не полностью следуют Торе. Скажем, из около семисот заповедей они выполняют только часть, ортодоксы же утверждают, что все указания Всевышнего должны выполняться. Среди "реформаторских" течений есть те, которые ссылаются на время: мол, тогда, когда писалась (была дана) Тора, жизнь была одна, а теперь другая, и это надо учитывать. Ортодоксы же считают, что Творец учел всё на все времена, и не дело человека лезть со своими "мыслями". У меня с Вадиком случаются такие странные диалоги: "Как ты думаешь...?", - спрашиваю я. "В Торе сказано, что...", - отвечает он. Действительно, что он, простой смертный, может думать о том, о чем многие поколения мудрецов уже сто раз подумали, вникая в тайный смысл Торы?

Под тайным смыслом имеется в виду то, что помимо того текста, который каждый из нас может прочитать и который касается далеко не всех вещей, из которых состоит мироздание, Тора имеет множество затекстовых пластов. По утверждению моего сына, в ней сказано все о каждом человеке, жившем на земле, обо всем, что было и будет. Но то, что будет, открывается в Книге не ранее, чем произойдет. Пытаться подглядывать в будущее нельзя. Можно, например, прочесть о том, что придет Мессия, указаны признаки того, когда это произойдет, но точного момента знать нельзя. "Все зависит от того, как поведут себя люди в каждый следующий момент, будущее творится ежесекундно". Это довольно ясный взгляд на спор фаталистов и сторонников тезиса "всё в руках человека": на всё воля Всевышнего, а человек должен делать то, что должен. Поскольку многие должного не делают, жизнь и жизни постепенно заходят в тупик.

Хотя из жизни ортодоксов исключены телевизор, пресса, книги и фильмы, компьютер, напротив, взят на вооружение как орудие познания. Есть знаменитая книга американского журналиста Михаила Дрознина "Библия: секретный код" (она не переведена на русский), основанная на открытии израильского математика Элияху Рипса, который ввел Тору в компьютер как сплошной текст, без пропусков, и обнаружил ее секретный код. То есть, по вертикали, горизонтали, диагонали буквы в некоторых местах стали складываться в слова, предложения и цифры. Разумеется, это возможно лишь на иврите, в силу его специфики, обработанный так текст на европейском языке оказался бы лишь набором букв.

Сенсацией стала "проступившая" таким способом из текста фраза, говорящая о том, что Ицхак Рабин будет убит в 5756 году (в Израиле принято счисление от Сотворения мира), что соответствует году, начинавшемуся в сентябре 1995 г. от Р.Х. Обнаружена эта фраза была больше, чем за год до убийства (оно произошло 4 ноября 1995 г.). Дрознин, делавший с Рипсом интервью о "секретном коде", передал 1 сентября 1994 года предупрежение Рабину через его близкого друга. Рабин, будучи левым премьер-министром, то есть, заведомо нерелигиозным, отнесся к предупреждению и совету усилить меры безопасности, совершенно несерьезно. Убит он был, когда оказался один. Как только убийство произошло, изучавшие код тут же обнаружили в "секретном коде" имя убийцы - Амир, сами слова "имя убийцы" и фразу "его убийца, один из его народа, который приблизился", что указывало на характер произошедшего выстрела - с близкого расстояния. Но все это было будто невидимо до момента убийства, хотя располагалось в том же месте, где было "выловлено" сообщение о самом факте и дате.

В среде моего сына "секретным кодом" на компьютере пользуются вовсю, но он считает шарлатанством утверждение, что код открывает будущее. Тем не менее, факт остается фактом - убийство Рабина было предсказано. Возможно, бывают случаи, когда информация о будущем открывается для предупреждения? Мой сын уважает математиков и презирает журналистов. Он с пиететом рассказывал мне об одном ученом, тоже религиозном ортодоксе, который умеет "заглянуть в душу", для того, чтобы "почистить" человека. Он может увидеть твое прошлое и разомкнуть "проводочки", которые вызвали в свое время короткое замыкание в душе и продолжают ее "коротить". Ничем таким "паранормальным" это моему сыну не кажется, наоборот, это высокая степень мудрости постижения Торы плюс к таланту, дарованному Всевышним. В то, что что-то бывает "с кандачка", мой сын не верит.

Журналист Дрознин, по его признанию, уверовал в "секретный код" только после убийства Рабина, и тут же сел за компьютер. Он выпустил книгу, в которой делится с читателями предсказаниями будущего, открытыми им в Торе ("Библия" употреблена в названии для читателей, которым это название понятнее, чем "Тора", евреи же Библию не признают и слова этого не произносят). Там обнаружил, в частности, предсказание еще одного убийства - премьер-министра Нетаньяху, которое должно было состояться в Аммане в июле 1996 года. И действительно, газеты распространили собщение, что 25 июля 1996 года Нетаньяху едет в Амман.

Узнав об этом, Дрознин воскликнул с ужасом: "Код правильный!". Ужас его был не столько по поводу гипотетического убийства, сколько в связи с тем, что сразу после этого, согласно секретному коду, должна была начаться третья мировая война, обозначенная как атомная. И что же? Неожиданно Нетаньяху перенес свою поездку в Иорданию на более позднее время. Дрознин срочно встретился с Рипсом, показав найденные им сообщения о несостоявшемся убийстве: "Предсказанное не состоялось?" Рипс тут же указал ему на слово, прочитавшееся рядом со "смертью в Аммане": "отложено". Это слово возникло трижды на участке текста, на котором прочлись конец Нетаньяху и атомный холокост. И фраза: "пять будущих, пять путей". Война отодвинулась. Рипс заметил также, что в секретном коде чем точнее описывается событие, тем более расплывчаты его сроки, и наоборот. Будущее имеет несколько вариантов - в какой-то момент мы начинаем идти по той или иной линии, у каждой их которых - разный финал. А возникающая информация о будущем - не предсказание, а предупреждение, если оно необходимо.

Например, на 2000-ый год секретный код выявил массу неприятностей: и масштабные землетрясения, и снова войну, и разрушительное падение небесного тела, и "конец времен". "Код спасет" - прочел Дрознин над "концом времен", который возникает еще раз в связи с 2006 годом.

Книга Дрознина, в сущности, подтвердила то, что я слышала от своего сына: в Торе есть всё, но будущее открывается только, когда настает. Даже на последних днях беременности в семьях ортодоксов не произносят слов о будущем ребенке: что будет - никто не знает, говорят только о том, что уже есть. Рожать и воспитывать детей - высокое предназначение религиозной еврейки. Детей должно быть как можно больше, следуя заповеди "плодитесь и размножайтесь", потому чем раньше вступить в брак, тем лучше: брачный возраст - 13 лет. Каждый лишний холостяцкий год - это один неродившийся ребенок, в ортодоксальных семьях рожают ежегодно, и в семье в среднем 12-15 детей.

Пару подбирает сваха ишивы, ее роль заключается в том, чтобы понимать, кто кому подходит. Первое знакомство - смотрины в буквальном смысле слова: двое молча смотрят друг на друга и решают, могут они быть вместе или нет. Критерий один: если не возникло физиологического отвращения - значит, могут. Дальше - обручение, беседы при свидетелях и, наконец, можно "идти под хупу" (как у нас под венец). Сексуальная жизнь, как и все остальное, происходит по строгому расписанию, ее назначение одно - деторождение.

Для нашего мира жизнь ортодоксов уныла: молитвы, пеленки и ни одного самостоятельного шага. Даже в гости пойти и то проблема: только всей семьей. Я жила в гостинице для религиозных: восемь спальных мест предполагали поселение пары с шестью детьми. Они же гордятся своими крепкими семьями, тем, что каждый день продвигает их на шаг по пути постижения истины, тем, что душа их не изъедена сомнениями и соблазнами. "Что вы можете противопоставить нам, к чему привел ваш образ жизни? К стрессам, депрессиям, наркотикам, насилию, разрушению, страданию. Вы нас не убедили, - сказал мне сын и для пущей убедительности описал ад, куда попадают души нечестивых. - Ад - это не черти со сковородками, это стыд. Отчитавшись после смерти о том, что ты хорошего сделал в жизни, плохого, чего не сделал вовсе, остаешься наедине со своей жизнью, которую ты смотришь примерно как фильм. Фильм длится бесконечно, поскольку время теперь уже не ограниченно, и в нем - все что ты делал и говорил, до мельчайших подробностей. При виде неприглядных картин из собственной практики душа сгорает от стыда. Мало того, как бы субтитрами еще идет текст - всего, что ты думал в каждый данный момент. От этого еще более стыдно. В конце концов, душа либо уничтожается, будто ее никогда и не было на свете (это самое плохое), либо реинкарнируется в то, что заслужила. Можно, например, стать кошкой, которая отличается от обычной кошки тем лишь, что она помнит, что была человеком, и тяжело переносит пинки под зад и бросаемые ей объедки".

Я, честно говоря, никогда не слышала о реинкарнациях в иудаизме, но вообще, основные принципы мировых религий столь похожи, что можно лишь удивляться, почему мы им не следуем. Надо сказать, что чем дольше я практикуюсь в жизни, тем больше ощущаю правильность христианских, в моем случае, постулатов, основанных, в свою очередь, на семи заповедях Торы. В грубом приближении разница - в инструментах совершенствования души: Тора - закон и всеобщее подчинение ему, христианство - любовь и постижение ею, эксперимент на себе. Труднее, зато сам. В иудейской общине всё гарантировано: жена (муж), деньги (маленькие, но твердые), весь минимум бытового и душевного комфорта. Взамен надо следовать Закону, отказавшись от личного эксперимента. Многие люди в нашей стране мечтают об этом, но, наверное, ничего не знают о Торе и потому называют эту свою потребность "комунистической идеологией".

Мне было бы безусловно стыдно смотреть многие фрагменты из фильма о моей жизни, но мне почемуто радостно от того, что то, что я искала методом проб и ошибок, я нашла сама, то что я осознала как ошибки, я пришла к этому сама, а не потому что заранее поверила на слово. Для еврейских ортодоксов это смешно: не убивать же, чтоб понять, что это непоправимо? Но мне кажется, что каждому даны свои задачи: мне не приходилось ни убивать, ни воровать, ни предавать, меня не гноили в лагерях, не насиловали, не грабили. Передо мной стояли другие проблемы, и мне не только не удавалось с честью разрешить их, но долгое время даже понять, чего от меня хотят. А ведь от каждого из нас что-то хотят, и я не могу поверить в местоимение "мы", как верят в него все, кто принадлежит к какой-нибудь общине.

Чем дальше, тем больше я узнаю, как правильно жить - мне, и тем больше удивляюсь людям, к которым применим вопрос из Евангелия: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?".