ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО - МОГУТИНУ

Отзывы прессы

...Чего, скорее всего, не произойдет? Награждение Могутина, думается, исключено: это был бы чрезвычайно вызывающий жест, который премия, еще только завоевывающая себе авторитет за пределами сугубо профессиональных кругов, вряд ли может себе позволить (кажется, в комитете премии нет любителей PR-раскрутки через скандал).

Дмитрий Кузьмин, www.vavilon.ru/diary/001104.html


...бывший московский юноша, ныне проживающий в Нью-Йорке, за книгу, претенциозно названную "Sверхчеловеческие Superтексты"...

Лев Рубинштейн, Итоги, 5 дек. 2000


СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
...Три из четырех фамилий были встречены аплодисментами. А в ответ на вопрос, не является ли присуждение премии одиозному Ярославу Могутину "имиджевым ходом", член жюри Глеб Морев ответил, что Могутин "раздвигает границы поэтического высказывания" и жюри считает, что награждение должно быть "синхронным": нельзя дожидаться, пока тот или иной претендент станет "безопасным" для принятия положительных решений.

Л. П., Литературная Газета, 6-12 дек. 2000


...Счет этого года сплошь "гамбургский". Он же нью-йоркский (гроссмейстер скандальных провокаций Ярослав Могутин, оказывается, еще и "стихи" пишет - отмечена его книга "Sверхчеловеческие Superтексты")... Ну да, самая качественная номенклатура созревает в подполье...

Андрей Немзер, www.ruthenia.ru/nemzer/PRIZY.html


...В этом перечне удивляет разве что действительно талантливый как поэт Ярослав Могутин (таланты у нас, как правило, отсекают от премий, пусть и символических, со стопроцентной гарантией)... Могутин, сборник которого я не могу отрецензировать, не цитируя, и не могу процитировать, не подпав под статью о распространении порнографии, остроумно предложил из алкогольного (а точнее, безалкогольного) тупика кислотный выход. Да ведь и впрямь, в новом тысячелетии лауреатам премии Андрея Белого следовало бы вручать не бутылку, а "марку".

Виктор Топоров, Смена (СПб), 19 янв. 01


...На этот раз оригинальность премии проявилась и в контрастности состава лауреатов: рядом поставлены имена трех заслуженных гуманитариев (литературовед-философ, философ-писатель, переводчик) и молодого деятеля художественной тусовки...

Лиза Новикова, КоммерсантЪ, 5 дек. 2000


...У Могутина же никакой определенной референтной группы нет: в младшем литературном поколении - условно скажем, в поколении "Вавилона" - он так и остался одиночкой (многие ценят и уважают его тексты, но мало кем он воспринимается как "свой"), российские геи едва ли могут рассматриваться, в терминах PR, как таргет-группа для литературной премии (да и в этой среде отношение к Могутину весьма неоднозначное)... Следовательно, единственный политический смысл присуждения премии Могутину - вызов, демонстрация независимости от общественного мнения (характерная деталь: при объявлении лауреата в поэтической номинации в ЦДХ стояла мертвая тишина - имена остальных лауреатов та или иная часть аудитории встречала аплодисментами)...

Дмитрий Кузьмин, www.vavilon.ru/diary/001203.html


...Вечером в клубе "ОГИ" прошел литературный вечер, где лауреаты зачитывали отрывки из своих произведений. Тексты Ярослава Могутина произвели на публику неизгладимое впечатление своим экстремизмом, отрицанием авторитетов и ненормативной лексикой. За что Ярослав и поплатился - одна из экзальтированных особ выплеснула на него содержимое бокала и поспешно ретировалась. Впрочем, это совсем не испортило вечер, а лишь развеселило присутствующих и самого Могутина.

gay.ru/news/raibow/02-12-00.htm


...Победа в поэтической номинации оказалась, напротив, более чем спорной. Награжден Ярослав Могутин - человек, которому только по общему либерализму нынешних времен можно отказать в уголовном преследовании. Поэт-скандалист, ужасающе запоздавший эпигон футуристов и Лимонова, в 2000 году пытающийся эпатировать публику гомосексуализмом и политическими выпадами, Могутин - это явление, вызывающее прежде всего физиологическое отвращение. На вечере премии Андрея Белого в московском клубе "Проект ОГИ", когда стихотворец Могутин зачитал очередную мерзость в адрес Беллы Ахмадулиной, дама из числа слушателей плеснула в него из стакана. "Стоит быть осторожней с поэтами, противозаконный союз поющими", -- предупреждал в свое время Иосиф Бродский. Впрочем, награждение Могутина было встречено гробовым молчанием - аплодировать было решительно нечему.

Дмитрий Ольшанский, Сегодня, 4 дек. 2000


...Гей-славянин Ярослав Могутин, нынешний лауреат премии А.Белого по номинации "Поэзия", даже у Дмитрия Ольшанского ("Сегодня") "вызывает... физиологическое отвращение". А Ольшанский - это вам не Лиза Новикова, это умудренный опытом газетный берсерк, тертый калач. Много непотребств повидал за месяцы службы в газете "Время МН" и бестревожный стоик Юрий Арпишкин, -- но лицом к лицу с Могутиным дрогнул-таки, съязвил: "Представить, что среди множества достоинств этого господина чей-нибудь выбор падет на поэтическое дарование, было бы решительно невозможно. Однако случилось. Ну что ж, он еще и поет..."

Аделаида Метелкина, Русский Журнал, 4 дек. 2000


В этом году имя победителя, по крайней мере в одной из номинаций, оказалось скандальным и неожиданным. 26-летний Ярослав Могутин - один из немногих современных авторов, которых действительно можно назвать "радикалами". Вопрос в том, что это за радикализм... Поклонники поэзии и прозы Могутина подчеркивают, что в самых "грубых" формах декларируемый гомосексуализм этого автора не так уж и важен. Важен яростный, "хулиганский" протест против буржуазного психологического комфорта. В Могутине видят продолжателя традиции, связанной с именами Жана Жене или Чарльза Буковского. В ответ можно задаться вопросом, к примеру, почему в таком случае бунтарь предпочитает жить в самом средоточии этого самого комфорта; возможно, окажется, что бунт такого рода благополучно адаптирован буржуазной (или постбуржуазной, кому как нравится) цивилизацией и стал ее частью. А можно перевести разговор собственно в литературную область и начать разбирать стихотворные тексты на микроуровне. Думаю, что от стихов Могутина в этом случае останется немного - но это моя точка зрения. Дело ведь не только в качестве текстов. Соперниками Могутина были, между прочим, Сергей Гандлевский, Николай Кононов, Игорь Вишневецкий - несомненно хорошие поэты. Только в случае присуждения им премии Андрея Белого было бы совершенно непонятно, чем отличается она от любой другой... От Антибукера, к примеру. Могутин, хорош он или плох, -- это позиция. А значит, есть предмет для спора.

Валерий Шубинский, Литературная газета, 20-26 дек. 2000


1. Найти того козла, который рассказал Могутину, что вот эти его Superтексты это стихи и замочить его (козла, а не Могутина) в сортире до образования пены.
2. Переместить товарища Могутина, любящего иногда прикинуться таким неонацистиком (опять же чисто на понтах), в Германию конца 30-х годов, когда за гомосексуализм даже без справки из ЗАГСа отправляли в концлагерь. Исключительно для того, чтобы он понял, чем отличаются реальные электроды на реальном члене от приковывания воображаемыми наручниками к воображаемо раскаленной батарее.
3. Ну и наконец, собрать данные о всех членах Комитета премии Андрея Белого и инсталлировать их имена в какой-нибудь симпатичный могутинский текст, посвященный массовочке. Очень хотелось бы, чтобы они почувствовали себя в контексте, тонко уловили дискурс и узнали, наконец, как оно там внутри пахнет.

Лабас (Игорь Петров), gondola.zamok.net/006/06lab1.html


...Что, у Могутина нет эстетики? Похоже, что нет. Главный его прием - набор (слов, чувств, цитат, соображений). Или звуков, как это было недавно на его выставке в "Риджине"... Может быть, он нужен, как место, в которое не следует входить? Как тело, демонстрирующее пределы, за которые нашим телам - от греха, греха, греха - заглядывать не стоит... И значение его больше психотерапевтическое, нежели художественное... Впрочем, это что считать художествами.

Вячеслав Курицын


...Могутин человек конечно достойный, но дебил. Лимоновскую интонацию он схватил великолепно, также анонимный гэй-дискурс из pidor.com. А вот стихи у него позорнейшие... Зато первая полоса самой первой Лимонки была занята огромной статьей Могутина про национал-большевизм. Так что он крути не крути один из отцов-основателей НБП. Правда, пидоры партию и погубили; но по крайней мере Могутина там давно не было...
Что меня раздражает - это истерики с рваньем тельняшек на груди и воплями "позор премии Андрея Белого". Никакой не позор. Могутин это лучшее, что сейчас есть на этом конкретном рынке. То есть из представленного на рынке т.н. "модной интеллектуальной литературы" (т.е. которая идет на ура среди фанатов журнала НЛО) ничего лучше Могутина (или Пелевина с Сорокиным) нет. Они, конечно, мудаки и пидарасы, но это то, с чем приходится иметь дело, поскольку в этом пространстве единственная альтернатива им (собственно Вавилон) это такая концентрированная Седакова напополам с Драгомощенко, беспонтовая, никому не интересная и полная дебильных претензий.

Миша Вербицкий, teneta.rinet.ru


...Сексуальные сцены не являются целью в современной литературе, это просто средство для изложения идей. У Могутина это раскрепощенность сознания. Когда он говорит о насилии, то тем самым отрицает его. Он исчерпывает тему насилия.
- Маркиз де Сад не исчерпал, а Могутин исчерпал?
- Да, считаю, Могутин продвинулся, по сравнению с де Садом. Человек свою злость и свои грехи расходует, читая Могутина, а не выносит их в реальность.
- Клин клином? Вообще-то считалось, что увести от зла, успокоить или утешить можно чем-то хорошим - светлым словом или чем-то забавным, благим...
- Это в традиционной литературе и в традиционной жизни. Сейчас жизнь другая. И нужна другая литература.
И тут Дмитрий вдруг жизнерадостно захохотал.

Из интервью с Дмитрием Киселевым под рубрикой ЧТО ЧИТАЮТ ТЕЛЕЗВЕЗДЫ, Литературная газета, 2 июля, 2000


...Когда Могутин, этот гнусный прощелыга, которого в тюрьму надо сажать, публично говорит мерзости в адрес Беллы Ахмадулиной и читает стихи типа "я трахал в сраку мальчиков там и сям", то, простите, я не вижу для него иного маршрута как 1. проверка на СПИД с дезинфекцией 2. тюрьма за оскорбление чести и достоинства - это как минимум, это по самым либеральным законам... Авангард - это, извините, пошлость и гордыня. Дело в том, что существует огромная разница между авангардным художником (*****ом и пидаром) и постмодернистским художником (умницей). О чем бы не писал постмодернист (Сорокин, Пригов, Эко, Джон Барт), он всегда тихий университетский человек, не представляющий никакой угрозы. Как правило, это умнейшие и корректнейшие люди. Напротив, авангардисты - Аннунцио, Маяковский, Селин, Лимонов, Могутин (*****и и пидары) воспринимают ИСКУССТВО КАК РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ. Это их главный пидарский принцип. Если авангардист пишет о пистолетах и траханье в зад, это всегда означает что он лично всегда готов убивать, заражать СПИДом, работать в ЧК и пр. - другое дело есть ли у него возможность. Потому-то Сорокин писатель не просто великий, но и безвредный в социальном смысле, а вот Могутина и таких как он, нужно сажать...

Дмитрий Ольшанский, www.russ.ru/forums


...Организаторов поразила странная реакция собравшейся петербургской интеллигенции. При чтении стихов о "хлюпающих при экстремальных гомосексуальных половых актах задницах" публика сохранила глубокое молчание. Места, посвященные попперу и кокаину, встречали со сдержанным одобрением. А поэма, посвященная свастикам, вызвала шквал аплодисментов. Куда мы идем?

СусанинЪ-00, №8


Решение жюри в пользу Могутина, а не Кононова, решение утрированно неоднозначное и шокирующее неожиданной тягой к либертинажному куражу, на первый взгляд, трудно объяснимо, но поддается и вполне логической трактовке. Кажется, жюри купилось на ореол бесшабашного и нахрапистого экстремизма, обрамляющего колоритную фигуру лауреата. Могутин-поэт - персонифицированный палимпсест (пост)постмодернистских культурных амплуа и стереотипов арт-поведения. Летописец безалаберной жизни разухабисто проституирующего (интеллектуально и физически) педераста, обслуживающего и дряблых культурных боссов-"па-пиков", и молодых тренированных афро-американских атлетов-рецидивистов. Эрудит-трудоголик, производитель манифестационно имморальных текстов, орнаментированных русским и интернациональным матом. Психоделический и поведенческий гуру гомоэротических компаний Москвы, Петербурга, Праги, Нью-Йорка, Берлина. Денди-жизнестроитель, свой брутальный и напористый артистизм реализующий равно и в напряженных, подобных мастерски используемому вибратору, кислотных стихах-фантазмах, и в жестком гей-порно. На светских раутах - галантный, куртуазный и чуть манерный юноша, он на публичных сольных вечерах преображается в громогласный рупор ультраправых, - куда там лимоновскому национал-большевизму - оголтелых национал-сатанинских заклинаний и шельмований гламурного и приторно фешенебельного буржуазного порядка.

Но поэтическая и жизнестроительная практика "русского Рэмбо в изгнании", как мегаломански величает себя Могутин, - это извечное и неизбывное для русской литературы пристрастие задавать проклятые и неразрешимые вопросы о себе и своем проблематичном статусе в насквозь продажном и коммерционализированном культурном слое. Книга Могутина, в первую очередь - это социальный проект (разве для нас - детей Маркса, МТV и кока-колы - и поэзия, и секс не относятся преимущественно к социальным практикам?) Больной и злободневный вопрос о благополучии и неблагополучии современного культурного производства, задаваемый поэзией Могутина, навскидку формулируется так: сейчас, когда любые радикальные жизнестроительные эксперименты и знаки маргинальноcти - гомоэротизм, проституирование, правый-левый экстремизм - моментально превращаются в товарные бренды культурного истеблишмента и опознавательные знаки господствующей культурной моды, остались ли еще зоны неподотчетности и неподконтрольности, где сознательный отщепенец, изгой и аутсайдер мог бы укрыться от комфортного и репрессивного диктата культурной моды? Хочется верить, пафосно убеждает нас Могутин (именно этот задорный, инфантильно безудержный и одновременно скептический пафос обеспечил, наверное, Могутину самую элитную премию страны), что верлибрически неряшливое, поточное производство поэзии может завести поэта в еще не освоенные культурой потаенные зоны маргинальности. Где он бы с циничным лиризмом и агрессивной веселостью поплевывал бы на навязанные постмодерном культурные каноны политкорректности, всетерпимости и всеприемлемости из своего ухоженного кровью и спермой (излюбленные флюиды Могутина), расистского, нацистского, дьяволического, заблеванного и зловонного "соловьиного сада".

Удел современного поэта (а Могутин, подобно Рэмбо, претендует быть совершенно, безусловно современным) - не аффектированно избывать свою проклятость, а наоборот, отстаивать свое право на проклятость, бороться за дистиллированное "зло" руками и ногами, всеми членами, естественными и искусственными, а главное, физиологическим и бесстыдным, очистительно-непристойным письмом. Поэзия Могутина - это социальный проект высвобождения и увиливания современного поэта от предписанных ему рецептур и техник письма, выигрышный или проигрышный - неважно. Важно - поднимающий тонус и повышающий уровень адреналина у возмущенного и отчасти загипнотизированного читателя. А уж это-то срамной гей-музе Могутина удается, тут отборщики премии Белого не просчитались.

Дмитрий Голынко-Вольфсон
Aktivist (CПб), №1(4)/2001


Со знаком "минус" можно отметить чрезвычайно интересное, но печальное событие - присуждение Премии Андрея Белого Ярославу Могутину.

Столь изысканный приз в этом году был вручен представителю наглой поп-культуры, творчество которого, позорно и опасно для общества.

Тимур Кибиров (ExLibris НГ)


В этом году Белый был бы доволен - премию (по разделу поэзии)1 дали истинному модернисту, более того - жизнестроителю не хуже символистов.
Говорят, когда на той самой литвечеринке объявили, что поэтическую премию Андрея Белого присудили Ярославу Могутину за книгу "Сверхчеловеческие супертексты", некая дама плеснула вином из бокала в лицо свежему лауреату. Так и сошлись вино с поэзией - в лице Могутина. Если бы это был "Совиньон" с твоих виноградников, что ты мне давеча присылал, я бы умер от счастья.
Хочу черкнуть тебе пару электронных об этой скандальной книге. Вряд ли ты сможешь достать ее: "Сверхчеловеческие супертексты" гипер-изданы в архи-Нью-Йорке. Тираж - 1000 экземпляров; учитывая принадлежность автора к разросшейся секте уранистов, эта тысяча уже давно преспокойно разошлась по своим. С другой стороны, эта нечитанная абсолютным большинством книга вызвала конфуз, шурум-бурум, яростные выпады, решительные отповеди, площадную брань. Меж тем, ни одной осмысленной рецензии я не читал2.
Что обсуждают? Что премию имени классика дали хулигану. Мало кто вспомнит нынче, что в начале века Белого величали "идиотом", сочинения его "бредом", да и сам Борис Николаевич не прочь был запустить в небеса ананасом. И я, как ты понимаешь, даже не заикаюсь о знаменитом менаж де труа... Меж тем, книга Могутина (или "Супермогутина", как он препочитает, чтобы величали автора) действительно интересна.
Во-первых, она задорна и несколько наивна. Автор (вослед почти за всей русской классикой) считает, что книга может изменить мир; только, в отличие от своих предшественников, он хочет изменить жизнь к худшему. В этом смысле ему нужно было премию не Андрея Белого давать, а Федора Сологуба.
Во-вторых, это только на первый взгляд кажется, что супермогутинская гиперкнига написана не чернилами, а спермой. Или кровью. Просто читатель разучился читать. Чернилами эта книга написана, Петя, чернилами и гусиным пером. "Сексуальное" ("биологическое") для автора почти равняется "социальному". Потому никакой эротики, тем паче - порнографии, там нет. Есть социальная ненависть, социальная приязнь, социальная а-социальность. Очередная иллюстрация идей Фуко о сексуальности, как о типе социальной практики, навязанной репрессивной культурой. Отсюда недалеко и до бородатого Маркса. На "Манифест коммунистической партии" похожа эта книга - мировоззренчески. Перверсивные маргиналы всех стран - объединяйтесь!
В-третьих, так же, как и во-первых, сочинение Могутина действительно традиционно для отечественной словесности. В том числе и детской. Помнишь что-то такое из Маршака-перелагателя английской поэтической чепуховины: из чего сделаны мальчики, из чего сделаны девочки? Довольно двусмысленный текст, насколько я понимаю... Так вот, Могутин сочинил свое "из чего сделаны", только не мальчики или девочки, а Элтон Джон, не меньше. В его отрывочке идет речь о том, как автор (а точнее - лирический герой и "истинный автор" "Сверхчеловеческих супертекстов" Супермогутин) отработал call-boy-ем у "Фантастического капитана". Процитирую тебе супермогутинскую инвентаризацию толстяка Элтона:
"Вот из чего состоит Mr.Crocodile Rock в реальной жизни:
вежливый голос с английским акцентом
шестикомнатный номер в отеле St.Rigis с интерьерами в стиле Людовика XIV
три бодигарда в черном отдыхающие перед телевизором при входе
очевидно искусственные волосы кривые зубы идиотская улыбка подозрительные красные пятна на лице
"NICE TATOOS!"
жирное бесформенное тело с короткими конечностями
на массажном столе - как на столе у паталогоанатома
не кожа но шкура - бритая толстая шкура"
Интимности опускаю. Так вот, в этом океане социальной ненависти, вдруг - неизвестно из каких хлябей упавшая капелька жалости, ну просто "Господин из Сан-Франциско":
"человек никогда не знавший бесплатного секса".
Вот тебе и слишком человеческое в "Сверхчеловеческих супертекстах".

Кирилл Кобрин, Октябрь, 9/2001