Фернандо Аррабаль
ИЗ ЭССЕ "ПАНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК"

Художник всегда создает, исходя из двух основных задач: поиски механизмов памяти и правил случая. Чем больше произведение художника будет управляться случаем, смятением, неожиданностью, тем более оно будет богатым, вдохновляющим и обаятельным. Интерпретация мира, направленная по оси этих двух проблем, будет следовательно интерпретацией или видением ПАНИКИ.

Характеристика панического человека:
- Это честный человек своего века.
- Безумный талант.
- Ясный энтузиазм.
- Многожанровая деятельность, как во времена Ренессанса.
- Отказ от рискованных авантюр (обычно, например, он не кончает самоубийством).
- Он осуществляет критику теории познания, отыскивая ее механизмы.
- И особенно: ОТКАЗ ОТ ЗАКОНОВ ГРАВИТАЦИИ.

Панический человек культивирует несколько общих мест:
- Гуманизм, универсализм, прогрессизм, пацифизм, антирасизм, агностицизм и так далее.

Паника - это "способ быть", управляемый смятением, юмором, ужасом, случаем и эйфорией. С точки зрения этической, паника имеет базу для практики в морали во множественном числе, с точки зрения философской - аксиому "жизнь есть память, человек есть случай". Паника находит свое самое полное выражение в паническом празднике, в театральной церемонии, в игре, в искусстве и в безразличном одиночестве. Отныне я заявляю, что "паника" - это не группа, не художественное или литературное течение; это, скорее, стиль жизни. Или, скорее, мне все равно, что это. Я даже предпочитаю назвать панику антидвижением, чем движением.

Перевод А. Гальего и С.Юрьенена