ДЕЗИНСЕКТОР!




Роман, перев. Д. Волчека, предисловие А.Керви, ISBN 5-94128-007-6

Заговорщики хотят уничтожить Соединенные штаты с помощью нервно-паралитического газа. Идеальный слуга предстает коварным оборотнем. Лимонный мальчишка преследует плохих музыкантов. Электрические пациенты поднимают восстание в лечебнице. Полковник объясняет правила науки «Делай просто». «Дезинсектор!» — вторая книга лондонской трилогии Уильяма Берроуза, развивающая темы романа «Дикие мальчики».

Уильям разорвал связь между языком и властью. Особенно политической властью. В таких книгах, как «Дезинсектор!», Уильям бичует не только свиней, как называли в 1968 году полицейских, не только крайне правых, но, что гораздо важнее, власть как таковую. Он не просто обвиняет власть, — приятная, но в целом бесплодная тактика, — он анализирует ее.

Кэти Акер

В берроузовских историях, как всегда, полно несовершеннолетних демонов деструкции, лимонных мальчишек, молодых оборотней, фриков, одинаково разлаживающих и классический концерт, и предвыборный митинг. Подобно радиопомехам в текст вторгаются обрывки соседних текстов, вирусы анархии, самостоятельно путешествующие внутри прозы благодаря известному методу "разрезок", изобретенному Берроузом и его геноссе Брайаном Гайсиным в марокканском Танжере. Разумные паразиты странствуют из мозга в мозг. Человечество — беспонтовая компания биороботов, оставшихся без хозяев после ядерного апокалипсиса в монгольской пустыне, — еще одна идея Гайсина, пронизывающая всю книгу. В Танжере они "сходили с ума" — скажет обыватель, "практиковали оригинальную психотехнику" — скажет фрейдист, "занимались натуральной магией" — скажет оккультист, "размывали прежние традиции артистического авангарда" — скажет искусствовед. В результате, возник текст "Дезинсектора", т. е. избавителя от паразитов. Реальность как шпионская авантюра, нестабильный результат конкуренции нескольких тайных заговоров: секты, спецслужбы, пришельцы, человекообразные трикстеры — сейчас эта тематика опустилась до "Секретных материалов", но в "Дезинсекторе" она навсегда остается новаторской и свежей, как только что накрывшее вас прозрение или приступ эйфорической паранойи. Очень дорогой клинок ассасина-убийцы подчиняет своей бесчеловечной воле каждого нового владельца. Одно существо, прикидывающееся двумя криминальными тенями, расстреливает полицию нравов во время оргазма. Несколько отдельно смотрится только заказанная журналом "Эсквайр" хроника знаменитых волнений 69-го года, пропущенная через героиновый фильтр берроузовского зрения. Но и она служит общей цели — "колонизации бессознательного, в котором прячется наша смерть".

Алексей Цветков, ОМ

"Дезинсектор!" — удачный микс двух методов Берроуза, метода "разрезок" и авторского разоблачения языкового "трона власти", и его твердого намерения "рассыпать синтаксис календарей и часов". Неизменная политическая сатира, плевок в морду извечной машине Контроля — один из сопутствующих авторских инструментов, без которого творчество Берроуза просто невозможно себе представить. Относительно "Диких Мальчиков" Берроуз писал, что действие романа происходит в тот промежуток "Тибетской Книги Мертвых", когда "человек не знает, что он уже мертв и участвует в разного рода приключениях, преодолевая множество трудностей, а затем рождается вновь или не рождается, как уж случится". То есть речь идет об интервале между "смертью и новым рождением", свободном от таких вирусов, как язык, управляющий миром живых. Если и есть какие-то ошибки, то их всегда можно исправить. Точно так же большинство рассказов "Дезинсектора!" существуют как бы вне времени и пространства, там, где "Ничто не истинно. Все Дозволено".

Алекс Керви