Майкл Стейли
ВИДЕНИЕ И ГОЛОС

"Видение и Голос" - одна из вершин творчества Кроули. Большая часть работы была проделана в 1909 году, позднее было добавлено очень немногое. Первоначально книга была издана в 1911 году как приложение к пятому тому "Равноденствия". В последующие годы Кроули добавлял примечания и комментарии; они были напечатаны в конце 1920-ых годов и выпущены в ротапринтном виде Карлом Гермером в 1952 году. Позднее, в 1970-ых годах, работа была переиздана Израилем Регарди, доработавшим примечания Кроули.

Вступление

"Видение и Голос" - отчет об исследовании тончайших граней мистического и магического опыта, которое провел Алистер Кроули. Он использовал Енохианские Ключи Тридцати Этиров, переданные Джону Ди и Эдварду Келли в конце шестнадцатого столетия. Большую часть этой работы Кроули совершил в Алжирской пустыне в ноябре-декабре 1909 года с помощью поэта Виктора Нойбурга. Здесь он созерцал видения в камне, после того как произносил заклинание, измененное для конкретного Этира, к которому желал получить доступ. Нойбург записывал рассказы Кроули о видениях. Этот опыт явился основным посвящением для Кроули, сформировавшим многие аспекты его будущей работы - в частности, основу для колоды Таро Тота, которую леди Фрида Харрис нарисовала под его руководством.

Видения стали кульминацией посвящения Кроули в степень Мастера Храма и Пересечения Пропасти. Степень Мастера Храма является одной из высших в универсальном мистическом Ордене - Великом Белом Братстве. Во времена Кроули этот опыт интерпретировался как Argentum Astrum, или A.'. A.'. Существует давняя традиция Скрытых Мастеров или Тайных Вождей, чей интеллект возвышает их над человечеством и которые влияют на наши дела, вьют нити судеб, и т.п. Это не просто какие-то высохшие старики в Гималаях, распоряжающиеся человеческими судьбами. Лучше сказать, что они - Вне: интеллекты за пределами человеческих концепций. Можно представлять их как более широкие и глубокие диапазоны сознания, более высокие аспекты "нас самих", или же как совершенно других существ. Мы имеем дело с чем-то вне языковых ограничений. Сознание - это все, что есть, и это - континуум; индивидуальное сознание - иллюзия, хотя и глубоко внедренная, порожденная обусловленностью. Развеяв эту иллюзию благодаря посвящению, мы восстанавливаем истинную идентичность: мы идентичны вселенной, а она нам. Есть и более глубокий смысл, в котором Всё равняется Ничему, он выражен уравнением 0 = 2. На языке йоги это - Shivadarshana. {буквально: созерцание Шивы. (прим. перев)}

Для человеческого интеллекта, с его рационализмом и неспособностью уловить двойственность, это, возможно, кажется тарабарщиной. Первозданный хаос является пространством между человеческим сознанием и тем, что мы определяем как божественное или высшее. Эти ограничения Кроули описывал в своем дневнике в ноябре 1905 года:

"Я ощущаю совершенное ничтожество своего рассудка; страдаю от полной нищеты духа. Я похож на человека, вынужденного годами полагаться на скорость и силу любимой лошади, но обнаружившего не только, что ее скорость и сила были иллюзорны, но и что это никакая не лошадь, а рама для сушки белья. Отсутствие выхода - какого бы то ни было возможного выхода из этой невероятно трудной ситуации - порождает страшное отчаяние, которое можно вынести лишь потому, что в прошлом оно было Тьмой Начал. Сейчас мне гораздо хуже, чем когда-либо прежде; я желаю проделать путь от А до Б, но чувствую себя калекой, а понятия пространства не существует. Я должен прибыть в полночь, и мало того, что мои часы стоят, но и нет такого понятия, как время... Но, конечно, я - не мертвец в 30 лет".

Это чувство, что ты уперся в кирпичную стену, и нет никакого выхода, является необходимым состоянием, предпосылкой трансценденции. Так называемая ложная сефира Дaат, Знание, должна связать человеческое сознание с божественным, но она отсутствует. Это Знание - не обыденно понимаемая рассудочность, но предзнаменование божественного понимания. В отсутствие Дaат образуется Пропасть - бездна между человеческим сознанием и тем, что находится вне его пределов. Достигнув самой высокой точки человеческого знания, мы оказываемся на краю Пропасти. Чтобы пересечь эту Пропасть, отделяющую человеческое от нечеловеческого, мы должны полностью и навсегда отказаться от всего, что имеем, от всего, что мы есть. То, что мы делаем, ослабляет иллюзорную ограниченность человеческой личности, ограниченность раздельности. В некоторых традициях это означает предаться Богу. В терминах принятых здесь - на языке A.'. A.'. и "Видения и Голоса" - это означает, что претендент каждую каплю своей крови сцеживает в Чашу Бабалон. "Он" пересекает Пропасть и повторно рождается как Дитя Пропасти, ассимилированный в сфере Бины, Понимания.

В письме от июня 1947 года Кроули описывает это по-другому: "Относительно вашего вопроса о Боге, - очень трудно ответить на него, все зависит от определения слова Бог, но я придерживаюсь мнения, что есть существа, интеллект и могущество которых намного превышают человеческие. Этот силлогизм создает императив Магии - либо мы должны войти в контакт с такими интеллектами, либо развить собственный до их уровня. Существование вселенной - само по себе является определенным доказательством того, что это должно быть именно так. Попросту говоря, Магия - это работа по установлению контакта с этими Существами, а Мистика - работа по развитию сознания до равного с ними состояния".

В течение нескольких месяцев после записи в дневнике, приведенной выше (ноябрь 1905 года), Кроули считал, что он близок к безумию, вызванному безысходностью поисков смысла. Постепенно голос рассудка умолк, и начали пробуждаться способности нешама, близкие к интуиции. Путешествуя по Китаю в 1906 году, Кроули ежедневно практиковал Предварительное Заклинание из книги Goetia. Работа получила развитие в октябре того же года, и Кроули полагал, что теперь он достиг успеха в Операции Священной Магии Абрамелина, которую начал за несколько лет до этого. Он добавляет:

"В декабре месяце Тайные Вожди официально пригласили меня через D.D.S. [Джордж Сесил Джонс] вступить в Третий Орден. Но я чувствовал, что пока не достоин. До тех пор, пока тремя годами позже не принял надлежащую степень, и то лишь после церемониального пересечения Пропасти в самой полной мере".

Кроули ссылается на Работу "Видение и Голос", в ходе которой он пересекал Пропасть несколько раз. Главный переход произошел в 14-ом Этире, к которому Кроули воззвал третьего декабря. Переход не был однозначным и неожиданным событием; Кроули рассматривал свой опыт в этом Этире как кульминацию нескольких лет, потраченных на пересечение Пропасти. Следует сказать, что Пропасть не следует рассматривать как нечто, чрезвычайно далекое от нас. Кеннет Грант описывает ее в книге "Культы Тени" следующим образом:

"Эта бездна является аналогией космоса с точки зрения бесконечности, продолжительности и отдаленности, бесконечно близкой и бесконечно обманчиво прекрасной; обычно это незаметный промежуток между мыслями, который порождает сверхчувственное сознание, внезапное понимание реальной подоплеки Существования. Только это - Реальность, единственная Реальность, представляющая собой не-существование - ноуменальный источник, из которого берет начало мир призраков".

В этой же книге Грант приводит вариант хорошо известной оккультной максимы: "То, что снаружи - внутри, но и то, что внутри - снаружи".

Вначале Кроули не мог добиться успеха в 14-ом Этире. Казалось, ему препятствует чреда тонких черных завес. Ему было велено прервать Видение и продолжить работу позднее ночью. Готовясь покинуть гору, на которой он призвал Этир, Кроули внезапно ощутил потребность принести себя в ритуальную "жертву". В окружении камней, на каменном алтаре они с Нойбургом совершили ритуал сексуальной магии. В описании, которое он опубликовал в "Видении и Голосе", об этом упоминается лишь между прочим, и подробнее говорится в сноске, добавленной спустя годы после этого события. Более детальный, но все еще осторожный отчет дается в Исповеди: "Я должен объяснить, что мы поднялись на Далех Аддин, гору в пустыне, как накануне ночью предписал нам Ангел. Я уже удалялся от Этира и собирался возвратиться в город. Внезапно поступила команда исполнить магическую церемонию на вершине. В соответствии с ней мы собрали камни и выложили большой круг, надписав его словами могущества; в центре мы установили алтарь, и там я принес себя в жертву. Огонь всевидящего солнца грянул на алтарь, поглотив мою индивидуальность до мельчайшей частицы. Я вынужден описывать эту ситуацию иносказательно, потому что речь идет о вещах, о которых нельзя говорить открыто под угрозой ужасного наказания; но могу сказать, что суть дела заключалась в том, что до того времени я цеплялся за некоторые концепции поведения, которые, будучи совершенно обоснованными с точки зрения моей человеческой природы, были неуместны для посвящения. Я не смог бы пересечь Пропасть, пока не вырвал их из своего сердца.

Не помню, как я вернулся в Бу Саид. Была тварь в диком лесу, но это был не я. Все вещи стали похожими, все впечатления были неразличимы. Я помню только, что оказался в своей постели, словно пережив катастрофу, полностью лишившую меня памяти. Придя в себя, я понял, что изменился. Я знал, кем был, помнил все события своей жизни, но больше не делал себя центром их сферы, или их сферу - стандартом, по которому измерял вселенную. Это было повторение моего опыта 1905 года, но гораздо более ясное. Я не просто допускал теперь, что не существую, и что все мои идеи были иллюзиями, глупыми и безумными, - я ощущал это как непреложный факт. Это было подобно различию между книжным знанием и опытом. Казалось невероятным, что мне когда-нибудь придет в голову, что у меня есть что-то общее с другими вещами. Всё было подобно теням, проносящимся по спокойной поверхности озера - их отражения не имеют никакого значения для воды и бессильны пробудить ее молчание".

Кроули вернулся к работе с Этиром той же ночью, и на этот раз она принесла результат. Последняя часть Видения касалась его встречи в Городе Пирамид в качестве Nemo или Мастера Храма. То, что он навсегда оставил на дне Пропасти - мирская личина Алистера Кроули, - будет служить проводником энергий, созданных его устремлением и знаниями. Чтобы пересечь Пропасть, он должен был превзойти человеческую идентичность, повторно возродиться в том, что находится вне ее границ. При этом уничтожается человеческая природа адепта, он больше не отождествляется с мирским вместилищем. Кровь адепта выжимается в Чашу Бабалон; процесс, означающий полное уничтожение индивидуальности, растворение ее в универсальном, космическом. За этим следует не смерть мирского вместилища, но смерть идентичности.

Итак, мы подходим к основной части инициации. Чтобы выйти за пределы человеческой идентичности, необходимо осознать, что мы намного выше ее. Человеческое сознание - лишь искаженный, ограниченный аспект значительно более широкой сущности. Инициация - это поступательное прояснение сознания, растворение его мнимых границ, исчезновение отдаленности от остальной вселенной, - отдаленности иллюзорной и рожденной предубежденным сознанием. Земной проводник остается, но мы начинаем постигать более широкие и глубокие сферы сознания. Эти внеземные диапазоны находятся вне границ земного проводника. Образно выражаясь, проводник остается маленькой кучкой пепла в Городе Пирамид. Его прежний "владелец" или "житель" сбежал из темницы индивидуальности, теперь он - Nemo, Никто. Невозможно выразить это вербальными средствами, избежав противоречий.

Когда мы говорим об инициировании Кроули в степень Мастера Храма, мы, разумеется, не имеем в виду Кроули-человека. Мы подразумеваем V.V.V.V.V. (Vi Veri Universum Vivus Vivi - "при жизни я победил вселенную силой Истины"), его девиз, соответствующий этой степени. Мы продолжаем использовать имя Кроули только лишь для удобства изложения. Мы апеллируем не к маленькой кучке пепла, оставшейся позади после пересечения Пропасти, но к иному, безграничному Существу или сознанию. В действительности V.V.V.V.V. является сознанием значительно более широким, нежели сознание Кроули.

Из этого следует, что "Видение и Голос" не является в первую очередь исследованием Енохианской системы. Скорее, Воззвание к Этирам - трамплин для прыжка в эти инициатические сферы. Подзаголовок "Liber 418" подтверждает это. 418 - это число ABRAHADABRA, которое Кроули считал верховным словом Нового Эона. Оно выражает, среди прочего, воссоединение микромира и макромира, пяти и шести, Пентаграммы и Гексаграммы, человеческого и божественного. Цифра 418, таким образом, отображает в символической форме Великую Работу, а использование этого числа в данном контексте указывает на значимость "Видения и Голоса". В следующем отрывке из "Исповеди" Кроули подробнее говорит об эклектизме этих Видений:

"К тому времени, когда я достиг Бу Саидa и прибыл в двадцатый Этир, я начал понимать, что эти видения были, так сказать, космополитическими. Они привели все системы магической доктрины в гармоничное соотношение. Символика азиатских культов; идеи каббалистов, еврейских и греческих; тайны гностиков; языческий пантеон, от Митры до Марса; тайны древнего Египта; элевсинские мистерии; скандинавские саги; ритуалы кельтов и друидов; мексиканские и полинезийские традиции; мистика Молиноса и мистика ислама, все они заняли надлежащие места без малейших противоречий. Весь прошлый Эон появился в перспективе, и каждый следующий его элемент жертвовал своим суверенитетом в пользу Гора, Коронованного и Побеждающего Младенца, Бога Эона, объявленного в Книге Закона. Таким образом, в ярчайшей форме эти видения кристаллизовали теоретические заключения, к которым привели меня мои исследования по сравнительной религии... Помимо этого, я понял, что эта работа представляла собой нечто больше, чем беспристрастное исследование, которое я намеревался провести. Я чувствовал, что чья-то рука сжимала мое сердце, чье-то дыхание шептало слова на странном языке, ужасном, но в то же время околдовывающим мое существо могущественной энергией, воздействующей на волю непостижимым образом".

Кроули много работал с енохианской системой в период членства в "Золотой Заре". Известно, что первую попытку исследовать Тридцать Этиров он сделал в Мексике в 1900 году. Тогда он созерцал 30-й и 29-й Этиры, и по его собственному признанию, не мог подняться выше. Он связывал эту неспособность с уровнем своей тогдашней инициации. Независимо от причины, видениям, ставшим результатом созерцания этих первых двух Этиров, не хватает ясности, страсти и гармоничности более поздней работы. Они, тем не менее, кажутся прямой параллелью к видениям Келли во время сеансов с Ди.

В ноябре 1909 года, когда Кроули находился в Алжирской пустыне с Нойбургом, он решил возобновить работу по исследованию Тридцати Этиров. В "Исповеди" Кроули утверждает, что это решение пришло совершенно неожиданно. Но, так как с ним были его магические записи с Ключами, весьма искусные инструменты для созерцания, а также некоторые отчеты о более ранней работе в Мексике, это утверждение кажется странным. В это время они были около Бу Саида. Примерно четыре недели они шли через пустыню, при этом их средней нормой был один Этир в день. В некоторых случаях два Этира могли быть "пройдены" за сутки; другие Этиры для полного постижения требовали нескольких попыток. Для созерцания Кроули использовал камень очень тонкой работы. Свой метод он описывает следующим образом:

"У меня был большой золотистый топаз (вделанный в Голгофский крест из шести деревянных квадратов ярко-алого цвета), гравированный греческим крестом из пяти квадратов, в которых была заключена 49-лепестковая Роза. Как правило, я держал его в руке. Выбрав уединенное место, я брал этот камень и декламировал Енохианский Ключ; и, убедившись, что призванные силы на самом деле появились, заставлял топаз играть роль, мало чем отличающуюся от роли зеркала в истории Алисы.

Я научился не бояться путешествовать в астральном теле в любое желанное место. Я понял, что пространство не является реальностью, что это просто удобная категория (одна из многих), с помощью которой мы можем отличать предметы друг от друга. Когда я говорю, что находился в том или ином Этире, я просто подразумеваю характерное и свойственное его природе состояние. Мои органы чувств, таким образом, получали тончайшие ощущения, я научился регистрировать их и познавать феномены иных миров, как обычные люди познают этот. Я описывал то, что видел, повторял то, что слышал, а Frater O.V. записывал мои слова, отмечая явления, производившие на него особенное впечатление"...

Из этого отрывка ясно, что камень созерцания не создавал реального образа, подобно некому экстрасенсорному телевизору. И дело было не в бестелесном существовании мира духов, излучающего послания в мозг Кроули. Это было изменение восприятия, чувствительность к тонким впечатлениям и ощущениям, приходящим извне индивидуального сознания.

На камне созерцания, который использовал Кроули, была выгравирована 49-лепестковая роза. Это важно, так как 49 - число, особым образом связанное с Бабалон. Квадратный корень из него, 7, связан с Венерой; и, кроме того, с Тифоном, архетипическим женским глифом Великого медведя - Большой Медведицей. Пересекая Пропасть, каждый отдает все, что у него есть и все, что есть он сам, в Чашу Бабалон (Святой Грааль), которую несет Возничий, изображенный на карте VII "Колесница". На иврите эта карта обозначается буквой Cheth, полное написание которой содержит число 418. Работа "Видение и Голос" пронизана присутствием Бабалон, женской ипостаси Пана. Безусловно, существует сходство Бабалон с Вавилонской блудницей или Багряной Женой Апокалипсиса. Вплоть до достижения Двенадцатого Этира, который соответствует образу Возничего, Кроули придерживался библейской традиции. К концу видения он пришел к новому более соответствующему сути значению - БАБАЛОН, Город Пятидесяти Врат, Врата Бога Солнца ON. В гематрическом истолковании эта форма дает 156, чрезвычайно значимое число. Эти Пятьдесят Врат - ссылка на древнееврейскую букву Nun, которую Кроули рассматривал в глифическом виде и как Смерть, и как женское начало. В комментариях к этому Этиру Кроули писал: "Обратите внимание, что смерть или любовь к святости - это действительно вечная жизнь. Формула 156-и - постоянное соединение или самадхи во всем". Эти параллели Остин Спейр толкует так: "все вещи постоянно блудят". Ассоциации секса со смертью бесчисленны.

Пересмотренное прочтение БАБАЛОН появляется в двух Енохианских Ключах. В Шестом Ключе это слово переведено как "злой". В Девятнадцатом, который призван вызвать все Тридцать Этиров, и, таким образом, постоянно использовался Кроули для созерцания, это слово появляется снова, на сей раз в слегка измененной форме, обозначая "блудницу". Весьма любопытно, что к концу Работ Ди и Келли они и их жены выполняли акт сексуальной магии, сопровождавшийся очень интенсивным и чувственным видением, содержащим отчетливые предзнаменования Бабалон. Теперь, вероятно, полезно обратиться к Работам Ди и Келли. Так как "Видение и Голос" не является исключительно исследованием Енохианской системы, то буду краток.

Работа Ди - Келли

Енохианская система Ключей была получена доктором Джоном Ди и сэром Эдвардом Келли в конце шестнадцатого столетия. Наше знание об их труде в значительной степени основывается на рукописных дневниках Ди, хранящихся в Британском Музее. Часть этого материала была издана Мериком Касабоном в 1659 году под названием "Истинные и Преданные Отношения, длившиеся много лет, между доктором Джоном Ди и неким духом". Рукописи включают и материал, который не был использован Касабоном.

Публикуя книгу, Касабон надеялся показать, как колдовство и магия вводят человека во зло и навлекают на него проклятие, и что даже такого набожного человека, как Ди, можно сбить с пути. Касабон был уверен, что безрассудство, которое демонстрирует публикация, вызовет неприязнь у любого интеллигентного человека. Однако книга, напротив, способствовала расширению интереса к этой теме. Без Касабона Работы Келли-Ди, вероятно, канули бы во мрак небытия.

Джон Ди был выдающимся ученым елизаветинского периода, сведущим в математике, философии, медицине, алхимии и других предметах. В марте 1581 года его встревожили странные сны и ночные звуки. Ди был заинтригован, но, обладая недостаточными медиумическими способностями, нуждался для дальнейших контактов с источником видений в услугах визионера или медиума. Способности Ди были ограничены, однако в отчете Касабона описано несколько эпизодов, когда он слышал какие-то звуки и иногда кое-что видел.

Первым визионером был Барнабас Саул, который использовал кристалл, переданный ему Ди. Эти сеансы не удовлетворили Ди, и через несколько месяцев он отказался от услуг Саула. В марте 1582 года в доме Ди в Мортлейке появился Эдвард Келли, предложивший свои услуги в качестве визионера. Вначале Ди отнесся к нему с подозрением, предположив, что Келли - шпион. Однако затем отказался от подозрений и нашел способности Келли удовлетворительными; впоследствии они работали вместе семь лет. Большинство биографов Ди изображает его как легковерного, не от мира сего человека, который приютил у себя жулика. Они утверждают, что Келли был шарлатаном, ему отрезали уши за фальшивомонетничество и он занимался некромантией.

Во время первых сеансов были получены наставления: им следовало создать талисман и другие инструменты для следующих сеансов. Все сеансы проходили примерно по одной схеме. Сначала Ди произносил молитвы, затем открывался кристалл или камень для созерцания. Келли подробно рассказывал о том, что он слышал и видел, а Ди записывал это в своем дневнике. Использовались разнообразные кристаллы, в том числе глобус из горного хрусталя и зеркало из черного обсидиана - темной, гладкой, вулканической породы, формируемой при быстром отвердевании лавы. Ранние сессии в значительной степени состояли из получения квадратов букв и чисел, при этом размер некоторых из них составлял 49 на 49 клеток. На протяжении года им было передано около сотни таких квадратов. Квадраты использовались, чтобы передать Енохианские Ключи, хотя метод этой трансмиссии не вполне ясен из дневников. Весьма вероятно, что Келли всматривался в камень созерцания, пока в нем не появлялись буквы, показанные духом или ангелом. Келли выкрикивал обозначенную позицию в таблице; а Ди, видимо, с помощью копии той же самой таблицы записывал соответствующую букву. По крайней мере, таково мое толкование дневников, изданных Касабоном. Должно быть, это был очень трудоемкий и утомительный процесс. Большинство Ключей диктовалось задом наперед для последующего переписывания с начала. Причина этого крылась в том, что Ключи обладали столь мощной силой, что запись их под прямую диктовку - даже по одной букве - могла дать нежелательный эффект. Необходимость поступать таким образом была объявлена им во время сеанса 12-ого апреля 1584 года в Кракове. Дух сказал:

"Итак, я должен поведать вам о полученной вами Доктрине, которая содержится в 49 таблицах. 49 запросов являются Естественными Ключами, которыми Вы можете открыть не 49, а 48 (одним из ключей открывать нельзя) Врат понимания. При этом Вы получите знания, дающие возможность открывать каждые Врата и вызывать столь многих, сколько Вам захочется или покажется необходимым, и эти многие смогут очень хорошо, справедливо и мудро открыть вам тайны своих Городов и помочь совершенно уяснить знание, содержащееся в Таблицах. Благодаря им вы сможете легко судить не о том, как мир устроен, но о совершенстве мира, обо всех вещах в Пределах Природы и обо всех конечных вещах".

После длительной диктовки Ключа на енохианском языке, буква за буквой, английский перевод был передан значительно более простым и быстрым методом. Следующий короткий отрывок представляет собой английскую версию Первого Ключа:

"И теперь Nalvage [дух, диктующий из камня] находится на вершине Земного шара, и его ноги остаются в первоэлементе огня. Теперь Nalvage поднимает свою правую руку, и она кажется множеством рук. На одном из его пальцев - слово "Я". Затем оно исчезает вдали; и так далее на каждом пальце - слова следуют друг за другом..."

В таком виде была представлена английская версия - но в прямой, а не обратной последовательности, поскольку она была менее мощной, чем енохианская. В течение следующих нескольких месяцев были переданы оставшиеся Ключи. Последним стал Ключ для Тридцати Этиров - при небольшом изменении он мог быть использован для доступа к любому из них. Очевидно, Ди и Келли были ошеломлены этим материалом, и в отчете Касабона нет никаких указаний на то, что они когда-нибудь использовали какой-либо из Ключей. В промежутках между диктовкой Ключей Келли видел в камне разрозненные видения, кроме того, есть отчеты о видениях, которые покидали камень и передвигались по комнате. Часто появлялись духи, произносящие речи, порой исполненные эсхатологического содержания.

Следующие три года были потрачены на получение видений, и некоторых дальнейших наставлений по использованию Енохианских Ключей, но снова нет никаких признаков того, что эти Ключи использовались. В апреле 1587 года, однако, события получили более интересный оборот. Появился юный дух девушки по имени Мадими. Мадими была регулярным посетителем Ди и Келли в течение нескольких лет. Теперь она появлялась в компании, которую Келли описывал как "распутных духов". Однажды другие духи исчезли, и тогда Мадими сняла с себя одежду. Келли был потрясен и упрекнул Мадими, сказав ей, что таким поведением она нарушила заповеди Господни. В течение следующих нескольких недель Ди и Келли было сказано, что им придется повиноваться новым заповедям Бога, среди которых было требование сделать жен обоих визионеров общими. И Ди, и Келли были против этого, а их жены были просто потрясены. Однако, после длительного анализа они решили исполнить приказ и осуществили договоренность ночью 22-ого мая.

На следующий день последовало видение могущественной женщины. По словам Келли, "ее одеяние - подобно кованому золоту; на лбу - кристалл в виде креста, ее шея и грудь и соски обнажены: на ней пояс из кованого золота, слабо стянутый золотым кулоном, свисающим до земли"...

Это было видение потрясающей красоты и энергии. Ввиду того, что это было предзнаменование элементов видения Кроули, на нем стоит остановиться подробнее:

"Я - Дочь Стойкости, каждый час моей юности я подвергалась насилию. Смотри! Я - Понимание, и Наука жизни во мне; но небеса угнетают меня, они жаждут и желают меня с безграничной похотью: немногие или никто из людей на земле не способны обнять меня, поскольку я в тени Круга Камней и закрыта утренними Облаками. Мои ноги быстрее ветров, а руки нежнее утренней росы. Мои одежды - первозданны, и место моего обитания - во мне самой. Лев не знает, где я появляюсь, ни одна тварь полевая не понимает меня. Я лишена девственности, и все же я девственна: я очищаю от греха, хотя не очищена сама. Счастлив тот, в чьих объятиях я нахожусь: поскольку ночью я дарю радость, а день полню удовольствием. Мое общество - музыка кимвал, мои губы слаще, чем само Здравие. Я - блудница для тех, кто насилует меня, и девственница для тех, кто не знает меня: Смотри, меня любят многие, и я - возлюбленная многих; И сколько бы ни прибыло ко мне, как и должно, наслаждайтесь! Очистите ваши улицы, о, вы, сыновья человеческие, и вымойте дома ваши дочиста; очиститесь от греха и облекитесь в праведность. Изгоните своих старых шлюх и сожгите одежды их; воздержитесь от общества других женщин, которые грязны, неряшливы и не столь статны и прекрасны, как я, и тогда я приду и буду жить среди вас, и смотрите, я принесу детей вам, и это будут Сыновья Утешения. Я открою мои одежды, и предстану обнаженной пред вами, и тогда вы еще больше воспылаете любовью ко мне.

Пока еще я иду в Облаках; пока еще меня носят Ветра, и я не могу спуститься к вам из-за множества ваших мерзостей и грязи ваших жилищ. Созерцайте сих четверых, - кто тот, кто должен сказать: они согрешили? Или кто тот, кому они должны исповедаться? Не вам, о, сыновья человеческие, и не вашим детям: поскольку лишь Богу надлежит судить своих слуг.

Засим позвольте земле и дальше давать вам свои плоды, и пусть горы станут плодородными там, где вы оставите свой след. Счастлив тот, кто поприветствует вас, и да будет проклят тот, кто поднимет руку на вас. И впредь вам будет дана власть сопротивляться вашим врагам: и в дни горестей Бог всегда услышит вас.

И я послана вам, чтобы быть Блудницей для вас и обогатить вас трофеями. Готовьтесь к моему приходу, поскольку вскоре я прибуду. Подготовьте для меня ваше жилище, чтобы в нем было светло и чисто, поскольку я буду обитать среди вас: и я буду общей для отца и сына, и для каждого, кто искренне расположен к вам: поскольку моя юность в цвету, и моя сила не будет уничтожена человеком. Сильна я и вверху и внизу, поэтому готовьтесь к моему приходу: узрите! Сегодня я приветствую вас, и мир да воцарится средь вас! Ибо я - дочь Утешения. Не раскрывайте моих тайн женщинам, не дайте узнать им, сколь сладостно мое общество, я принадлежу не каждому. Я прибуду к вам вновь".

Ди записал, что для них с Келли это видение было большим утешением. Затем Келли сообщил, что "она приобретает тысячу форм разных Существ: и теперь снова приняла собственный облик". Это запись наводит на размышления о Бабалон.

Она вновь появилась позднее в тот же день. Из ее слов, записанных Ди, очевидно, что Ди и Келли все еще не использовали Ключи. Она обещала научить их различным вещам в течение ста дней, и на каждый седьмой они должны были приходить для обучения. Это наставление, по ее утверждению, даст им огромную власть и богатство; и по завершении этой работы она должна была материализоваться из камня созерцания.

Увы, мы не знаем, что случилось потом. С этого времени и до 1607 года дневники не сохранились. Известно, что Келли в определенный момент оставил службу у Ди и путешествовал по континенту, зарабатывая больше, чем раньше. Легенда гласит, что в 1595 году он был заключен в тюрьму по обвинению в мошенничестве и погиб при попытке к бегству. Существует история о том, что он убежал с женой Ди и его деньгами, испугавшись явления, приведенного выше, и описанного как непосредственный результат использования Ключа Седьмого Этира. Эта специфическая версия событий хороша для мелодрамы. Она почерпнута из письма Джека Парсонса Марджори Камерон; однако не существует доказательств того, что события развивались именно так.

После разлуки с Келли Ди пробовал работать с одним визионером, но тот оказался мошенником. Ди умер в бедности в 1608 году, в возрасте 81 года. Через много лет после смерти некоторые из его бумаг попали к Элиасу Эшмолу, видному масону. Он был очарован отчетами о Работах, и, по общему мнению, тоже выполнил практическую работу, подробного описания которой я не видел. Известно, что есть некоторые записи о практической работе, сделанной другими людьми, вдохновленными отчетами Ди-Келли. Однако эта система не появлялась вновь до конца девятнадцатого столетия, когда она была доработана и включена в наставления "Золотой Зари". Она так и угасла бы вместе с "Золотой Зарей", если б ее не обнаружил Кроули. Он обратил внимание не только на отчет Касабона, но и на неопубликованные рукописи, хранящиеся в Британском музее. Краткий отчет о Енохиане был издан в 7 и 8 номерах "Эквинокса". За этим последовала работа в Алжирской пустыне с Нойбургом, которая и составляет "Видение и Голос".

Стрела Телемы

Теперь рассмотрим видение Пятого Этира и его отзвук в Семнадцатом. В сообщении о созерцании Пятого Этира преобладает видение стрелы. Эта стрела - Стрела Воли, Стрела Правды. Видение, прекрасное и вдохновенное, объясняющее сущность Телемы. Я уже отмечал эклектичный характер "Видения и Голоса" и его тесную связь с картами Таро. Наиболее подходящие для данного примера арканы VI (Любовники) и XIV (Искусство). Эти связи неизбежно увлекут нас в области, на первый взгляд, отдаленные от предмета рассмотрения.

Стрела - глиф Воли, являющейся символом направления - стремительной Воли, бесформенного огня, пожирающего блуждающие мысли. Центральному видению предшествует появление Купидона или Эрота. Он также фигурирует в VI аркане, и Кроули описывает его как "источник любого действия, либидо, которое выражает Ноль как Два".

Он несет колчан стрел, на котором написано по-гречески слово "Телема". Колчан, таким образом, кажется, содержит некоторое число "воль". На карте Эрот показан с завязанными глазами, луком и стрелами; это означает отсутствие сознательного направления, характеризующее Истинную Волю. Стрелец, цель и стрела - одно целое, спонтанность вне хаоса и контроля. Истинная Воля содержит не столько его собственный волевой акт, сколько свой собственный.

Визионер призван убить Эрота, держащего Стрелу. Когда он совершает убийство, Видение приобретает в высшей степени интенсивную окраску, остается только Стрела. Убив Эрота, Визионер убивает иллюзию о существовании отдельного стрельца или того, кто способен направить Стрелу. Визионер понимает это: "Эта Стрела - источник всего движения; это - бесконечное движение, и все же оно недвижно, так что никакого движения нет. И посему это не имеет значения. Эта Стрела - взгляд Ока Шивы. И поскольку она неподвижна, вселенная не разрушается. Вселенная появляется и поглощается дрожащими перьями Маат, являющимися опереньем Стрелы; но этих перьев нет в колчане".

Магия движется, и все же никакого движения нет; суть Магии - изменение, и все же никакого изменения нет. Повсюду изменчивый калейдоскоп Видения: "Стрелка удерживается в одном положении, потому что это направление энергии, воли, планирующей становление мира".

Суть Видения Стрелы содержит привкус парадокса, Стрела восхитительно устремляется ввысь, невидимая с берегов здравого смысла. Истинная Воля не представляет собой нечто, чем обладает индивидуум. Это та Воля, которая создает игру иллюзии и через нее выражает себя. Все существующее на свете представляет собой один из аспектов этого разнообразия, а не что-то изолированное, отдельное. Как сказано позже в видении: "Что есть выше и что - ниже? Есть деление, которое не делит, и умножение, которое не умножает. И Один равен Многому".

Суть этого отрывка - выражение Ноля через Двойку, что ясно формулирует основное отличие бытия от небытия. Литература Телемы изобилует указаниями на этот вопрос. Интеллектуальный анализ здесь мертв; это - вопрос инициирования, живого понимания, непосредственный плод прямого магического и мистического опыта. Такие работы, как Liber 418, возвышенны, ими нужно проникнуться до глубины души.

"Как прекрасно вычеканенное золото в диадеме чудесной королевы Фароа, как огромны камни, скрепленные между собой в Пирамиде церемонии Смерти Асар, так и ты связывай вместе слова и деяния свои. Так, чтобы во всем была одна твоя мысль обо мне, твоем восхитительном Адонаи.

И я ответил: Это делается точно по твоему слову. И это было сделано. И те, кто читал и затем обсуждал эту книгу, проследовали в пустынную землю Бесплодных Слов. И те, кто проникся душой к этой книге, были выбраны Адонаи, и Мысль об Адонаи была Словом и Делом; и они жили на Земле, которую путешественники издалека называют Ничто. O земля, что слаще меда, ароматней пряностей и выше самого совершенства! Я поселюсь там с моим Богом навсегда". (Liber LXV, 5, ст. 58-60).

Истинная Воля неразрывно связана со своим олицетворением в виде Святого Ангела-хранителя. Иногда ангел заметен как сущность, чьим ограниченным, искаженным отражением является человек; в других случаях он определяется как вполне независимое и отдельное существо, связанное со своей человеческой формой. Обособленность сознания иллюзорна, вопрос о том, находится ли нечто "внутри" или "вне", - неправомочен. Дихотомия - ложное представление, это ограничение, налагаемое земными условиями существования, - химера, распадающаяся под взглядом Ангела. Именно такое общение с освобожденными от инкарнации или неземными разумами - главная задача Магии. Это резко контрастирует с распространенной тенденцией последних тридцати-сорока лет, когда Магия была низведена до одной из форм психотерапии. Кроули утверждал, что Магия является средством установления такого контакта, и йога - метод подготовки к нему. Независимо от результата, мы должны сосредоточить наши попытки на Следующем Шаге. В телемическом выражении это, несомненно, - Знание и Беседа со Святым Ангелом-хранителем, в которых скрывается многогранный опыт, проходящий, подобно нити, через многие традиции. Основной интерес всегда представляет просвещение, пробуждение к скрытой реальности, воплощающейся в мечту. Это пробуждение дает возможность преодолеть границы разума, дуальности и человеческой идентичности; и не важно как называют это пробуждение - Пересечением Пропасти, сатори или союзом с Богом. На протяжении тысячелетий адепты достигали его, не имея при этом ни малейшего представления о таких понятиях, как Мастер Храма, шивадаршана, самадхи или что-либо в этом роде. Обе дороги - аскетизм и сексуальная магия - ведут в Рим.

Но если дороги расходятся, что же тогда Рим? Это всегда - реализация гнозиса или знания. Не знание причины или дуальности, глифом которой является Хоронзон - но понимание, что сознание простирается за рамки человеческого. Мы проникаем за завесу воплощения - обманывающего нас, создающего иллюзию существования земного и ограниченного. Кеннет Грант формулирует это так:

"Таким образом, полная формула магии - как управления мечтой - резюмирована в предписании из одиннадцати слов: "Делайте то, что велит ваша истинная Воля, вот и весь Закон". Это можно интерпретировать в том смысле, что основной закон, стремление каждого индивидуума заключается в полном преобразовании себя из ограниченной сущности, коей человек является по своему собственному мнению, в состояние, в котором он пребывает на самом деле, то есть транскосмическое, внеземное и - в конечном итоге - внепространственное отсутствие". ("Вне временных циклов", стр.18)

Близость к нашему Святому Ангелу-хранителю - не единственная веха, которую предстоит миновать. Тем не менее, это - Следующий Шаг; по существу, главная инициация - первый, робкий шаг к достижению нашей внеземной идентичности. Связь, установленная однажды, постоянно укрепляется, как это видно из следующего отрывка из Видения Семнадцатого Этира:

"В тот момент, когда камень созерцания прожигает твой лоб своим невыносимым пламенем, он, очищающий тех, кого я знаю, хотя они и явились издалека, отмечен и выбран из числа людей, и он никогда не повернется вспять и не отклонится, поскольку очищает творение. Связь с ним не должна быть нарушена, нет, ни преступным намерением Четырех великих князей мирового зла, ни могущественным дьяволом Хоронзоном, ни гневом Бога, ни несчастьем и слабостью души".

Стрела, как глиф Воли, имеет другую интересную коннотацию. Как уже отмечалось, в Видении пятого Этира фигурирует Эрот. Он предлагает, чтобы Провидец убил его стрелою из лука. В колчане две стрелы: черная с ужасным наконечником, смоченным в смертельном яде, и белая. Провидец выбирает белую и стреляет: она отскакивает от Эрота, не причинив вреда, и в тот же момент сердце провидца пронзает черная стрела. Однако убит Эрот, а не Провидец.

"И дитя (Эрот) улыбается и говорит: "Хотя твоя стрела не причинила мне зла, а тебя пронзила отравленная стрела, все же убит я, а ты жив и ликуешь, поскольку я есть ты, а ты есть я".

От греческого слова "toxon" происходят английское "токсин" (отсюда "интоксикация", "опьянение"). Греческое слово означает связь между луком и стрелой, которую опускали в яд. Здесь имеется в виду связь между стрелой, ядом, разрушением и опьянением. В этой связи представляет интерес отрывок из второй части Книги Четвертой, в которой упоминается Чаша Бабалон:

"Для каждой индивидуальности "приобретение" означает, прежде всего, разрушение индивидуальности.

...Кант показал, что даже законы природы являются всего лишь состояниями мысли. И поскольку поток мысли - это кровь разума, говорят, что магическая Чаша заполнена кровью святых. Все мысли должны быть принесены в жертву.

О том, что находится в Чаше, говорят также, что это вино. Это - Чаша Опьянения. Опьянение означает отравление, и это, в частности, относится и к яду, в который опускают стрелы".

Стрела присутствует также на XIV аркане, Искусство. Эта карта дополняет VI аркан; она соотносится с еврейской буквой Samekh и зодиакальным знаком Стрельца. Стоит отметить, что на VI аркане изображена стрела, которой выстрелили вниз, а на XIV она взлетает вверх. Этот образ символизирует две последовательные стадии по формуле "растворение и сгущение". Становится понятна роль стрелы, которую Эрот выпускает на VI аркане, и которая используется для его убийства в Видении: распад, растворение - это половина формулы. XIV аркан представляет следующий шаг, обозначенный выстрелом стрелы: сгущение, синтез и распад. Это - не новое составление оригинала из несопоставимых элементов, но нечто вне этого. Разрушение индивидуального сознания открывает путь для реализации панорамно-пространственного понимания. Исчезновение тюремных стен - не такое уж серьезное разрушение, потому что, так или иначе, они были иллюзией.

Стрела, как глиф "стремительной Воли", снова связана с буквой Samekh через Liber Samekh Кроули, его модель ритуала для Знания и Беседы со Святым Ангелом-хранителем. В Liber Samekh излагается чрезвычайно необходимая и интенсивная магическая Работа, которую следует осуществить в течение одиннадцати лун. Это не единственная часть работы, облегчающей усвоение Знания и ведение Беседы. Хорошо известны и две другие - Священная Магия Абрамелина и инструкции, которые даны в Видении Восьмого Этира. Точный метод постижения Знания и Беседы не столь важен как движущая сила, ведущая Адепта. Это - бхакти к Ангелу.

Существует связь между "стремительной Волей" и вспышкой просветления, ее уподобляют быстрому удару стрелы или удару молнии. Эта тема иллюстрируется также в отрывках из Liber LXV; претендента пытаются убить стрелой арбалета, копьем, или другим оружием:

"По безмятежному морю вечности ты плыл со своими кормчими и ангелами своими; со своими колесницами, всадниками и копьеносцами путешествовал за море.

Прежде, чем я увидел тебя, ты оказался подле меня; и я был сражен твоим чудесным копьем.

Я был поражен, как птаха стрелой громовержца; я был пронзен, как вор Хозяином Сада. (Книга IV, ст. 38-40).

Ты ослаб, ты потерпел неудачу, ты - книжник, возопивший в Пустыне; но я напою тебя вином, чей вкус тебе неизвестен.

Оно поможет напоить людей старой серой вселенной, что катится издалека в бесконечность, они будут лакать вино, точно псы, что упиваются кровью прекрасной куртизанки, пронзенной Копьем наездника, промчавшегося через Город. (Книга IV, ст. 59-60)

Эта тема отражена в Видении Семнадцатого Этира, когда Ангел говорит о Знании и Беседе, предупреждая, что "слово смертоноснее молнии". Это перекликается с предыдущими замечаниями относительно яда и опьянения. Слово смертельно не только по своей скорости и меткости попадания - прямо в сердце - еще более важна его роль в распаде (или утрате) личности. Жизненная основа разрушена; отрываясь от носителя - тела - она смешивается с Вином в Чаше Бабалон. Начало самадхи - смерть эго. Просветление наступает не постепенно, шаг за шагом - это - быстрая, смертельная, истребляющая вспышка молнии.

В этом отношении процесс имеет сходство с доктриной Внезапного Просветления чань-буддизма. Возможно, годы прошли в терпеливом размышлении, в ожидании осуществления цели: удобрение, возделывание поля, подготовка почвы. И, когда вспышка молнии внезапно раскалывает облако и бьет в плодородную гряду, это дает растениям лучший шанс пустить корни и расцвести. Точно так же с помощью ритуальной работы Liber Samekh адепта подготавливают к приходу своего Ангела: "Святой Ангел-хранитель всегда имеет необходимую основу. Его проявление зависит исключительно от готовности кандидата. И все магические церемонии, используемые в обращении к нему, предназначены исключительно для того, чтобы подготовить кандидата, а не для того, чтобы любым способом привлечь или повлиять на Ангела. Это Его постоянная и вечная Воля воссоединиться с кандидатом; и когда состояние последнего позволяет, Свадьба свершается.

Так как это Знание и Беседа не носят глобального характера, сначала кажется, будто всемогущая воля мешает этому. Но Его воля и ваша воля вместе составляют единую Волю, потому что Вы и Он - одно. Таким образом, речь идет о единой воле, которая разделена и направлена против себя, пока ваша воля не обретет стойкого стремления.

Также и Его воля не может ограничивать вашу. Он един с Вами до такой степени, что даже ваша отделенная воля является Его волей. Он настолько уверен в Вас, что ваше смятение и кокетство восхищают его не менее вашей капитуляции. Полное толкование этих отношений приводится в Liber LXV., см. также Liber Aleph CXI. ("Магия в теории и на практике", стр. 151)

Знание и Беседа не являются собственно концом, но лишь одной фазой полета Стрелы, поскольку она проносится дальше, влекомая собственной скоростью. Представление о территориях, лежащих вне, может быть получено от Маат, ссылки на которую часто встречаются в "Видении и Голосе". В связи с этим вспоминается рассуждение Кроули относительно Эона Гора, который наступит через 100 или 10 тысяч лет от настоящего времени, "при определении Срока "здесь" не является "здесь"". Ясно, таким образом, что Эон не связан с астрономическими перемещениями. Однако все становится более ясным, если понимать Эоны не как промежутки времени, а как уровни инициации или состояния сознания и если рассматривать Маат как Аркан 0, Дурак. Его карта соответствует также в некоторой степени Кетер, аллегорически интерпретирующей пробуждение к невинности недифференцированного сознания. Маат представляет собой прорастание сознания, которое характеризуется состоянием jivanmukhti - освобождения, несмотря на воплощение в человеческом облике. Иллюзия ограничения, иллюзия существования личности уходит, и наступает универсальное, космическое, недифференцированное сознание. Истинная Воля, изначально присущая тенденция, или полет Стрелы каждой мнимой личности к этому панорамно-пространственному сознанию есть воссоединение с глобальным.

Отношения между Гором и Маат такие же, как между Арканами VI (Влюбленные) и XIV (Искусство). Гор представляет собой разрушение, разложение, распад элементов под действием едкого вещества; это отражено в VI аркане, где стрела выстреливает вниз, целясь в любовников. Маат в этой ситуации символизирует соединение, обобщение фрагментов; XIV аркан демонстрирует стрелу, несущуюся вверх из низины и пронзающую радугу. Стрела несется от индивидуального сознания к глобальному. У нее нет никакой цели, она обладает лишь скоростью; но вслед за ней поднимается заря панорамно-объемного сознания:

"Ты не можешь поверить, сколь изумительно это виденье Стрелы. И это не может быть скрыто ни от кого, кроме Богов Видения, встревоженных водами водоема и рассудком Провидца. Но они дальше направляют ветер, который есть облако Ангелов, и они бьют по воде ногами и поднимают небольшие волны. Эти волны - воспоминания. Поскольку ничто не определяет очищение Провидца; Он расширяется во вселенную, обширное и тихое море, обрамленное ночными звездами. И в самом его центре находится Стрела. Ты видишь некоторые образы, но они лишь пена волн". (Liber 418, Пятый Этир).

(Впервые опубликовано в журнале "STARFIRE", 1991, Лондон. Печатается с сокращениями).

Перевод Анны Остапчук