Дмитрий ГОЛЫНКО-ВОЛЬФСОН
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПОЭМ

или
ИТАЛЬЯНСКИЕ ХИТРОСТИ

Флоренция

1 В кругах Флоренции плутал я снова, ведь память -- ожидание былого, и веерных раздумий взмет затеял прошлому досмотр и скорчил о кончине мира вральню... Невинность ревности в дуэте пиний, курлыканье разлуки в каватине, и под камлание виол куницы вкрадчивей приор с монашенкою в султанате спальни... 2

Жалобы фонтана

Принесла мне возлюбленная корзину слив дамасских. И горевал я, что ни домино, ни маски, ни осла нет у меня, и нет мандолины с гирей какофоний. Ни евхаристий, ни помазания мvром на афоне. И не заправлял треног смолою в елевсине. Не лев и не схимник в пустыне египта -- не вою. Человечность мне и печаль не даны ни на мгновенье. Мое спокойствие, сирень -- омертвенье, съело вечность. Я на шашешнице лунной пьяццы сгусток тел тритоньих, съел три тонны веселья воды и семь ее грусти. Плещутся ящерками веселья воды ночи. Смертожизнь моя кружится каруселью одиночеств.

Неаполь

1 Виолончельная дуга одиночеств... Из амальгамы семь нимф, каждая -- Эхо, украли полногласный мой образ, охочий до любви тебя, Нарцисса, в зеркалах утехи. Ни мальчик, ни женщина мне не в радость. Их плоть претит мне. Вспахтанным маслом тает горе чернозеленое от утраты отражений моих виноградовласых. Кинулся я к некроманту из Болоньи мессеру Амброциусу, -- он амброю пичкал плебеек, плод вытравляя у них в полнолунье, и невинность воссоздавал из пузырей бычьих. Воспламенил он урину в бирюзе мензурки. Усыпляя меня, вывел формулу каданса, по цитре водя наперстком, и мазурку я танцевал на гипнотическом сеансе. Безумны в его руке помазка кульбиты -- так негоциантом неаполитанским я предстал на холсте многоочитом в пируэте самочинного танца. 2 Знатный неаполитанский юноша, обучаясь на Хиосе у знатока грамматики и древней философии Иоанна, обесчестил его дочь Парфению и хитростью увез ее в Неаполь. Быстро охладев к ней, он бежал в Грецию с падуанским красавчиком, а покинутая Парфения яд выпила. Из анонимного трактата начала 16 века "Инвективы против гуманистов" На ипподроме смерти одолев барьер, скакун занес ее сквозь планетарий скверн в ливанский бисерный кедровник, на луну -- "и если рог она, кто в рог ее согнул" В турецкой бане там распаренный престол на нем в безбрежной мантии из ткани хорасанской, а коленкор индийский -- оторочкой, и в шароварах плисовых, Сын человечий учинял веселья суд за созерцаньем баловства виол. Под кантилену смеха бонвиван-абсурд подвел Парфению к скамье для ног сыновьих, тот уставил опытный бинокль на лиф просительницы, жмурясь как хомяк. В падучей легкого дурачества размяв тугую дикцию, он заскрипел: "Распят я, а иначе б изучил ее до пят". Жеманством сдобрил приговор: "Подвох ему устроим -- пусть зажмется жох как в ада двоемирие Эней, в каленый сочинительства тоннель, пусть в канцонеттах чествует одну слепую донну -- неотвязную вину".

Венеция

1 Две гондолы и гитара целовались, губы их колков -- трехзвучий створки, и под Веспера скороговорку ставили миракль в набитом зале... Под цветосплетенье фейерверка пусть Нинета гиацинт уронит, юность женская едва ль отвергнет триолеты на губной гармони. Птицелов я -- за цехины сцапал горлинку-Нинету в сеть-альковность. Пояс из тафты индийской на пол скинув, стал трудиться как садовник над ее оранжереей узкой... Зуд затих, хлебнули "вентуриччо", сдернув полог из парчи французской, ........ под овации вторично. В интермедии забав сострила вдруг Нинета: "Вылитый Христос ты, только вот отъявленный кутила, что греха таить... поправь-ка простынь" Спохватился -- мне в пасьянсе карта выпала воскреснуть послезавтра... У Иосифа в ломбарде плащаницы выкройка из астр и ста шелков александрийских терна, в винами людскими кошелек, и самосудный меч огнеупорный. Чтоб озорничать нужды не зная, все в начале марта заложил я, а сегодня пятница Страстная, "и воскреснуть в срок не хватит силы". 2 От нее уходил я в море... Холодело оно, она, Сан-Марко, холодела на волн шпалере венецианская барка. Я был знатоком Ювенала, она -- дочкою сбира. По утрам с трудолюбием мула сочинял я сатиры. Говорят, чем печальней, тем и печальней, но чин голиардский научил: блажен только мим иль паяц-любовник дурацкий. С хитрецой сарацинской сводня -- старушенция-мавританка -- приводила ее охотно, и желтей слезинок лисенка, восковые слезки катились на барельеф вырезного лифа. И черной шалью полдень был драпирован. Но и это наскучило скоро. Если ярче, то и быстрее. Жаль, я стар, чтобы стать корсаром и обручиться с реей. Так не пахнет отчаяньем рута, как моих эпиграмм многогранник. Их расклеил на всех воротах и уплыл в халифат испаний, И уплыл в катавасию светлых увеселений Севильи, где от крутизны кругосветной целит философий сераль и

Феррара

1 Световое уныние вносят факельщики-гелиотропы в огнепровод красноволосых восковых свечей возле гроба на эбеновом катафалке -- в нем полого как геркуланум, и сродни подкопытной фиалке тело герцога скрыто сафьяном... Закрутила герцога свиту карусель кривотолков горбатых мол, завистником кравчим убит он, и вдова спозналась с аббатом. И двуглазой альпийской лавиной в епанче из серы безмерной он сошел разгневанно в львиный параллелепипед бессмертных. Очевидец он дивного фарса, как в период землесгибанья все сокаменники из кварца встали под окарин верещанье. 2 и растирает в ладонях сладковатые луковицы своих провинностей, и плачет, и плачет, и плачет -- дай мне еще провиниться.

Разгадка криптограммы

1 Время -- молчания оболочка. Футляр палисандровый -- веер событий в нем разворочен: храбрецы Александра и Цезаря голодными мятежами кровью, кармином иль киноварью православья стяжали величье Комнинам, и гибеллинов погибель обмывают в тавернах флоренции, серпантином памяти осыпая палаццо лоренцо и - - - - - - - - - - - - - - - 2 Быть может, венецейской девы Канцоной нежный слух пленя, Отец грядущий сквозь напевы Уже предчувствует меня. А.Блок - - - - - - - - - - - - - - - 3 When through the Piazzetta Night breathes her cool air Then dearest Ninetta I'll come to thee there Th.Moor - - - - - - - - - - - - - - - - 4 А Нинета в треуголке с вырезным лимонным лифом, обещая и лукавя смотрит выдуманным мифом. М.Кузмин
17 апреля - 27 ноября 1991 г.