Юлия КИСИНА
ЖЕЛЕЗНЫЙ АВАНГАРД В ПОИСКАХ НОВОЙ РУССКОЙ ИДЕИ

Разбушевавшиеся русофилы и не знают, сколько пользы приносят они новому нравственному российскому порыву. В сложившейся ситуации они взывают к жизни вторую волну диссидентства. Быть может, мы не знаем еще этих новых утопистов, но они безусловно уже народились и продолжают русскую нравственную идею внутри третьего царства.

Дело в том, что обнародованная и обнажившаяся во врем перестройки часть нашего авангарда во многом не оправдала надежд и как идея нового классического авангарда оказалась в чем-то несостоятельна. Было ли это потому, что прослойка деятелей этого самого авангарда с 60-х годов поистончилась, или потому что во многом произошла подмена социального жеста. А быть может, потому что под мощнейшим нажимом хунты выработался железный иммунитет - концептуализм с одной стороны (в лице Москвы) и добрый фашизм и распиздяйство - с другой (под сенью Адмиралтейской иглы). Безусловно, оба эти фактора равнозначны, и насколько полезны для масскультуры - настолько вредны для отдельно взятого художника. Однако означенный иммунитет подменил собой качество, т.е. деятельность Апостолов авангарда. Их оказалась довольно маленькая кучка. Корнями они так или иначе уходят в старое диссидентство, хотя открещиваются от него и якобы ничего общего с политикой не имеют. С точки зрения правых, они оказываются в чуждом антисоветском лагере и в одной куче с ДС и прочими.

На самом деле эти так называемые посвященные достаточно высокомерны и составляют некую герметичную микроструктуру внутри необъятного советского океана. Однако они достаточно заметны на его фоне. Но что происходит внутри этого "сообщества"? Надо сказать, что мы вымираем. Кто - от отсутствия денег, кто - захлебываясь деньгами, кто - из страха быть физически уничтоженным линяет из страны. Надо сказать, что все это сообщество, независимо от рождения, объявляется жидовской мафией, ввиду своей очевидной таинственности.

Что же говорит о Самиздате. Некоторые уже скорбели и пророчили смерть самиздату, потому что якобы все печатают в советской прессе. Но, во-первых, показателен процесс с журналом "Октябрь", во-вторых, пока существует социалистическая идея с монополизированными издательствами, о свободе печати не может быть и речи. Конечно, официальная пресса делает реверансы униженным и оскорбленным в былые времена, но это всего лишь реверансы. Что по сути изменилось в подлейшем журнале "Юность" или в "Новом мире"? - по сути ничего, кроме конъюнктуры. Но литература сама по себе никого не интересует. Она интересует только Самиздат. К тому же в океане говна, которое являет хорошая советская литература или левая советская литература, может захлебнуться любой автор, если произведения его не затвержены (как на экспертизе Пушкинского музея) именем, полученным в тех или иных боях, которое дает произведению статус неприкосновенности. Теперь о положении Иуд. Возможность опубликоваться в советской прессе до недавнего времени была возможностью получить тридцать сребренников. Но роль Иуды неизбежна и, самое парадоксальное, - престижна. Но теперь фигура Христа сведена к нулю. Критерии сдвинуты. Лишь смерть Сахарова для некоторых есть обещание Мессии. Но не для всех.

Теперь об узколитературных проблемах. По мере того как истончаются вкусы "посвященных" - убывает число потребителей этого самого искусства, хотя с другой стороны, девальвируясь, оно уходит в массы. Некоторые из посвященных решаются на свое полное отсутствие, отбывая в русскую Европу. Другие же - герметизируются в ноль. Кому же все-таки нужна эта наша литература посвященных? Конечно, великая гробница Самиздата все сохранит. Но не является ли это все для истории мертвым грузом? Нам нужна живая, читаемая литература. Пусть хотя бы она как в старые времена расходится в списках и грозит арестами. Но ей нужна традиционная нравственная идея, от которой мы давненько уже отказались. Конечно, это уже не будет столь наивно-романтическая стать. Мы слишком высокомерны. Мы творцы утонченного фокуса: создатели некрореализма, соц-арта, который, кстати, не отвечает общепризнанному патриотизму диссидентов ввиду изначальной элитарности. Мы - девы Урании великого холодного и невидимого искусства, но мы не борцы ницшеанского фронта, ни деятели христианской диаспоры. Мы даже не любим друг друга, потому что центральная подспудная фигура создаваемого нами искусства - будь это метареализм или концепт - это Иуда, одиночка и предатель, в то время как черной мессой правит идея единения. Конечно, Россия - почва благодатная. Трижды нас гноили - трижды мы воскресали. И, кстати говоря, наше поколение наиболее извращено - такова реакция.

Я не делаю никаких выводов, не ставлю точки. Меня волнует лишь реальная жизнь с перспективой эмиграции, которая фактически означает смерть нас как деятелей русской культуры. Я пробую лишь открыть некоторые наши свойства и не сомневаюсь, что путь к нашему спасению существует. Вопрос лишь в том, кто нас подтолкнут к спасению: Коротич, ДС или русские писатели, обзывающие нас масонскими пасынками.