Ю.Г. Цивьян
СТАРОЕ И НОВОЕ КАК ПОНЯТИЙНЫЕ ОПЕРАТОРЫ САМООПИСЫВАЮЩИХ МОДЕЛЕЙ В ИСКУССТВЕ

(тезисы)

1. Новое в эволюции кино /.../ Названия кинотеатров эпохи 1900 - 1910 годов и их лексико-стилистические характеристики. Модернолатрия как стилистическая доминанта киноархитектуры 1900 - 1910 годов.

Образ проекционного аппарата. От модернолатрии к модернофобии: а) волна переименований, б) реформа планиметрии кинозала, в) занавес и сцена, г) техника как акт сознания, техника как акт подсознания культуры, вытеснение нового.

2. Новое кино эпохи авангарда. Обнажение техники и обнажение приема. Культ машины и анатомия внутренних органов. Вспоротый экран. Вертов, Эйзенштейн, Клер, Арто, Вивисекция кожного покрова. /.../ Клише авангарда 20-х годов: мотор - сердце, поршень - мышца, поршень - фаллос и другие.

3. Новое как идеологическая директива.

Новое искусство как поиск компромисса с властью.

Старое и новое. Изменение фактурных характеристик техники в кино после авангарда. Исчезновение машинного масла, светлый кожух, бесшумность, технический дизайн, воздух и свет.

Смена метафорических доминант.

Техника как мужское, техника как женское /.../

Эстетический эталон нового в кино 30-х годов.

ВДНХ.