Юрий РОМАНОВ
COITIO ERGO SUM

Юрий РОМАНОВ - московский прозаик и поэт. Стихотворения Ю.Р. опубликованы в МЖ № 11, повесть "Экклесиа" - в МЖ № 16.

"Смотри теперь как и слова тоже. Несколько капель как надо. Затем все трудно. Говоря коротко. Короче".
Беккет

"Всякое творчество знаменует вхождение конца, разрушение объективного мира".
Зеньковский

ЗИМА ЧУВСТВ

Как привык в последнее время отсекать все необязательное, он сказал: "Спасибо, все было..." "...очень вкусно" - закруглили они.

Когда решился написать чек и отдать деньги - захватило дух от смелости тратить на глупости столько, сколько хватило б на еду на месяц троим. И выйдя из магазина, пересаживаясь с метро на автобус и уже в своей комнате - пахнувшей ладаном за долгим его отсутствием, - смутно вспоминал, отчетливо припомнил, когда - как сегодня - мир переворачивался на своей оси.

Тогда он произносил пугающие его древние слова вслед за приятелем, и вдруг что-то внутри дрогнуло и поехало, медленно вращаясь, размывая крепость его ярости к миру. Но когда понял, что в слиянии с мощью придется раствориться самому, он остановил движение на без пяти двенадцать, - я сам. Его неопредоленное Я нахлынуло обратной волной, затопив клетку дыханья, и друг, печалясь, вынул из его рук Писание.

Развесив китайские гардины, он понял, что надолго его не хватит, и скоро опять будет прислушиваться к скрипу шагов за окном, пересчитывать, к кому ехать в гости, увязнет в воспоминаньях.

Перебирая вещи, оставшиеся от прошлого, наткнулся на прозрачный кубик лабиринта и, повертев его без охоты, увидел, что шарик катается резко и быстро - его бы погрузить в масло, или чтоб он был как помм д'амур. И то, что лабиринт в кубе, не прибавило ему объема - просто расслоение плоскостного. Здесь нужна совершенная форма, шар с извилистыми ходами и зеркальными ловушками.

Он вспомнил жест из одной пантомимы - стоя в леонардовском круге, человек описал рукой окружность и впереди себя вытянутой рукой стянул его в щепоть, в точку, начало иного.

Жест - то же слово, и они бывают необратимы в хаосе поступков. Слова - стены одиночной вселенной, если это слова одиночки. Детективы ведут расследование жизни, располагая слова в одну фразу, а они - объем и жилище Минотавра. И внутри ходит человек, хотя лабиринт - всего лишь проекция извилин мозга.

Опять он проходил сквозь зиму, как через тоннель, не видя неба вверху, и лишь ожидая тепла впереди. И с удивлением заметил, как празднично алеет рябина на свежем снегу.

И сказал себе: "Я сам".

Прежний он мертв, и чтобы опять стать беспрерывным, он должен восстановить себя. И с этой минуты до той, когда достал, что хотел, он забыл свои чувства.

Теперь оставалось совсем немного - минут пять. И вот он увидел их - нет, только ее. Он узнал ее по походке - утицей, медвежонком, но сегодня она шла грузнее, сердце, поняв ее беременность, двинулось в запрещенный круг, и повисло ни на чем, ожидая, когда - ... когда он только примерился нажать на курок, а ее опрокинул тяжелый прозрачный шар. Она падала, старательно разворачивая живот к небу.

Он еще не слышал звука выстрела, но ведший ее под руку мужчина, выронив ее, поворачивался туда, откуда сейчас же ударила пуля, перерубившая его пополам. И опираясь на непрочный воздух, он упал на другую сторону тропинки, гребя в окровавленном снегу к убийце, а не жене.

Пытаясь бежать, он только вяз в снегу ватными ногами и широко взмахивал медленной рукой в ознобе восторга - он не разрешил им.

Но земля, нехотя вращаясь, скатывала его назад, не дотянув до полного круга.

Он замер. И все поняв, устало пошел к пустому своему дому, перезаряжая ружье. И собрав в щепоть все, что от него осталось, он преодолел себя, выронив из Чьих-то рук.

И я ясным лицом родился в том мире, где для него была сплошная тьма.

ЮЖНОАМЕРИКАНСКАЯ ВЕРСИЯ

В ту весну дельфины - спасатели одиноких душ - ни разу не загнали мелкую рыбешку в бухту, и мартовский помет кошачьей колонии в развалинах старого города весь вымер.

Разгребая один из варварских склепов, мальчишки с воем выпрыгнули из-под земли - во тьме сверкали плошки зрачков. Чуть погодя выбежало и само чудище - по-крабьи бегавший поперек себя, невесть откуда взявшийся котенок.

Он так любил ездить, вцепившись в чью-нибудь одежду когтями, что только музыкант, часто бродивший в развалинах, терпел нахального наездника, потому что не ощущал боли с тех пор, как потерял возлюбленную и разрушился город, выстроенный его силой. Он никого не хотел из живущих кроме этого шустрого паучка, взбиравшегося с плеча на макушку, чтобы перехватить еду, плывущую в хозяйский рот.

Казалось, пушистое существо не любит воспоминаний - если хозяин задумывался, тот терся подросшим тельцем об ноги, перекрывая вредные земные лучи. Еще музыкант любил уходить надолго в одно грустное место, и тогда кот перебегал ему тропинки, ведшие в прошлое, закрывая стоячую воду памяти черной тенью.

Хозяин дул в пустые палки, или перебирал пальцами двойные ветки с паутиной внутри, а кот прыгал за тенью его рук, и когда музыкант сердито замахивался, чтоб прогнать расшалившегося глухаря - ведь если б тот слышал музыку, так не носился б - но кот бросился на тень руки, и руку сковывало оцепененье.

Кот не бегал за птицами или мышами, но, завидя движущуюся тень, выслеживал ее и накрывал в броске, и когда он вставал, они исчезали, пожранные таинственным образом.

Правда, исчезновение началось позже, а до того моряки с Красной земли рассказывали о восточных людях с замотанными от жары головами, звуками дудочки извлекающих из мешка завороженных гидр, и об общении их народа с подземным миром мертвых.

Музыкант задумался - страшно было просить что-то для себя, да еще из мира мертвых. Говорили, что живые не видят тех - и как он ее вызволит. Надо найти зеркало - где жизнь перетекает в сон.

Спустившись в пещеру, называемую то лаврой, то вагиной, он три дня очищался. Ощутив легкость тела и тишину в душе, он воззвал к богам своей песней и увидел, как тьма проросла деревьями, долину покрыли весенние цветы и легче птиц порхали там девушки - но чуть слышны песни их, подобные шороху осенних листьев, а небеса вдруг окаменели сводом пещеры. Он понял, что создал тени.

И весело тут было гоняться коту.

Тогда певец взял раковину и вложив в нее ярость вепря, выстроил заново прежний свой город. И увидел сквозь слез, как тот струит свои вершины вниз, к подземным полям, и бледные тени как пузыри в воде вздымались к его ногам и опускались обратно в Аид.

Чем выпуклей и ярче были его созданья, тем сам музыкант становился бледней и прозрачней. Он вспомнил, глядя на руки, давнее изреченье: видящий призрак - сам наполовину привидение.

Он отбросил инструменты и одним голосом стал возводить ярусы ее блаженного тела - отт младенческих ногтей до волос шелковистой страсти. Он начал так низко, что воздух заклокотал и заклубился темным шаром, в нем зашумели кусты легких и ствол хребта, выбрав кристаллы соли его слез, вырос остов ее тела. Он покрыл его кожными одеждами - от других и для измученного ебя. И обернулся на рычанье сзади.

Это кот, развернув свое тело в ягуара, в точном прыжке проглотил с головы до пят тень, пришледшую вселиться в образ, сотворенный Орфеем.

И когда он вышел наружу - демоны мира в женских телах спешили разодрать былого героя.

Так прочитал бы эту историю Карлос, последователь магии, если б сам не был собраньем теней.

ПЯТЬ ЗАКОНОВ ИСКУССТВА

Путешествие - тот же сон с его превращеньями - комната сновидящего удлиняется и вот уже принадлежит другому дому в чужом городе. Видишь сон уже на экране из зала рядом с просмотровым. Двухкамерность бытия?

Видно как к веранде идут двое и чем они ближе, тем гуще яблоневый цвет, затопляющий сад, всходя по лесенке, они уже неразличимы в лепестковом тумане.

Яркой белизной пульсируют их одежды, ливень слез омывает сердце.

Волны шли к берегу не быстрей человека, и соразмерность дыханья безмерного божества вод сладостным камертоном распрявляло скомканную грудь.

Американская акварель - сплетенье белил с суриком, кроны с охрой - так галька цветет в ясной воде. И туда же платан - телесного тона размывка ствола с четкими пятнами теней якобы от листвы.

Тесный воздух купальных кабин, и в ребрах жалюзийной стенки - кожаная лепка спрятанной зверушки. Бабочки триумфальной гирляндой, вспархивая вкруг тела, замирают шершавым шалашиком на протянутой ладони. Стрекотанье себя обгоняющего диктора радио Ершалаим в шипящей радиоухе побережья.

В тени акаций стрекоза вылезает из себя через голову, сама себе мать и дитя, прошлое и небывшее.

- Я как бабочка, перепархивающая от одной легкой влюбленности в баре к другой.

- Потому и существует постовское воздержание в пище, что бабочка собирает нектарную пищу с половых органов цветов.

- Если мужчины - цветы, то женщины...

- ...птицы, склевывающие бабушку-аниму.

Забавно смотреть со стороны, как серьезен мужчина в беседе с женщиной, а она оглядывает себя беспрерывно в стеклах витрин. Он сердит, и она пугается серьезного тона, как напроказивший ребенок. Он говорит о ней о вещах духовных, а у нее трусики с земляникой на переду просвечивают сквозь легкое белое платьишко.

Солнце. Жара. Вспотели рубашка и ноги. Женщина теребит в руках гроздку юных виноградин, поглаживая и пряча в ладонях тельце маленькой страсти.

В кроне своей платан держит солнце, а в тени опускает на длинных подвязках мохнатые шарики-ядра.

Свирист ласточки. Море. Солдайа.

Сумерки набегают валами волн и, смаргивая, глаз толчками погружается в утробу зренья - пылающую ночь.

За столом еще видно, как на краю стакана сидит богомол, отужинывая крошками хлеба.

Но вот проглочены последние дребезжащие льдинки света, и уже на берегу, снимая ненужное в темноте, видно, что белое надвигается на глаза как будто натягивается одежда. И сердце волнуется о блеклой полоске снимаемых ею трусиков едва ли не больше, чем о выпростанной норке тьмы.

Те, всегда спрятанные потемки одетого человека, особенно отдаются волне и тело - тень в мириаде роящихся звезд, не прилипая, они минуют его.

А выйдя на берег, он попал в лунную тень дерева и все ходил через нее, переступая край дня и ночи, но он не хотел утра и быть новым, и не мог уже быть непрерывным - забыть и жить, забыв.

К дому подходят умершие на ее памяти - "мама, встречай гостей". Они входят в дом, пропуская вперед ранее умерших, по старшинству умиранья. Ей нельзя глаз подымать - она помнит это, но из-под опущенных век видит, как вносят красавца юношу в гробу. Это тот ОН, кто бывает ряз в жизни женщины. Всматриваясь, она вдруг видит, что дышит его грудь, вздрагивают ресницы, и чем более он оживает - тем ужасней преображается, дряхлея. Она в ужасе - и брат ее достает нож - она забыла запрет.

Деревья, срубленные в саду первыми, поднялись выше других. Вспоминая черешню в дальнем углу, она хочет туда - кто не лазал по деревьям, тот знает, как трудно добраться до тяжелых - с яблоко - ягод, висящих под низкими облаками.

Она с трудом открыла глаза.

Как мельтешит все мелкое, какая роскошь - замедлить любое движенье: муха сухо отщелкивает нервюрами крыл вязкий воздух, прозрачными шлицами стрекоза лопатит горчичные шлейфы запаха, что тащит за собой пчела.

Темный пах лета ночью душист. Звонкие стебельки цикад обернулись мужичками-сверчками с удочками усов.

В неподвижной воде застряли черные льдины с бликами звезд или тело улавливает излученья небес раковинами глаз.

Медленный удар от щиколоток до горла одевает его и ее тело в тугую кожу воды, когда взявшись за руки, они прыгают с высокого берега, и, как в беге, высоко взметнулась ее грудь, и нежный страшок греха выпал из гнезда его паха.

И она прошептала:

- Не было, не было, и не стало.

COITIO EGRO SUM

Бог - это "та сторона" нашей жизни.
Бонхёффер

Его присутствие опустошало - он сковывал, выпивая ее без остатка своим взглядом. Она боялась этого хайрастого подмастерья.

"Так вот отчего так трудно с тобой" - он кругами ходил около нее, не решаясь преодолеть разность, переступить через.

Но ведь любить и не жить вместе - это так искусственно, только койкой проверяется, действительно ли любишь, а не просто хочешь.

А он все молчал - но разве речь не в любви родилась?

Страдала без него, но и жить с ним было невозможно.

Ночью зажгла свет в длинном коридоре и долго стояла в дверях, темнея телом в сквозящей ночнушке. Так и ушла, он не позвал.

Ей снилось - она перед смутным зеркалом собрала вверху свои волосы, но что-то твердое мешает самым большим ножницам их напрочь отрезать: от сердца вверх через темя пророс ствол угря.

Вспоминала тело возлюбленного и сладкео вздрагивало в верху живота - там ныла любовь.

"Стяжание Св.Духа - пребывание в любви Божией, которая никогда не перестает" 1 Кор. 13:18

Любовь - неперестающее никогда стяжательство, ненасытное пожиранье.

"Эта простота любви, сменившая удавку влюбленности" МЦ

Он закрыл шторками окна во всем вагоне и ехал, покачиваясь, в неведомое, в утробе Твоей, God.

"Страдание человека всегда связано с тем, что он одинок" Кье

Еще содрогаясь, уже устало, - расхристанные чайки спаривались прямо на лету, - жмурясь солнца, сердце еще пузырилось ужасом и восторгом, когда вошел в нее Дог.

"Унижает человека исходящее от него, а не входящее в него" Берд

- Он и не думал, как мы будем смеяйца.

К рассвету пройдя всеми улицами города, он попал в такой морок переулков, что никак не мог выбраться и открыл тогда дверь готического подъезда, и потерялся бы в коридорах, ведущих не в улицы а дворы, когда б не черный пудель, вылезший из затопленного подвала по раздвоенной лестнице.

Мужчина - божественный промысл в судьбе женщины.

Но нельзя дважды войти в одну и ту же женщину.

Он хотел найти - и потому не находил - ее отыскивали другие - так сохранялось единство мужчины здесь и сейчас.

Разъел кожу рук сок травы, собираемой для кроликов - их, уже пойманных в силки, учил добивать дон Хуан. Время найти смерть приходит вне наших поступков и желаний.

"Если во всем, что предпринимаешь, не находишь духовной пользы, ясно, что в тебе нет смирения" ст.Макарий

Блаженствуя в ароматной ночи от вкусной еды и обильного вина, она благодарно помнила всех своих возлюбленных.

"Бог любит, потому что любит, а не вследствие качеств любимого"

Пусть, что "много" называют тьмой, она - начало вечности, когда в твоей руке зажат темный шар зла - жизнь движется вопреки расслабленности доброты.

"Если не грешивший не может уверовать, значит грех есть необходимое условие веры" Шестов

Он не отвлекался на природу и азговоры, выискивая друга своего, сокрытого мраком, он не забыл ничего своего, молчанием уничтожив все формы множественности, она же - тьма.

"Одиночество - страшное слово - "быть без друга" таинственным образом перекликается с "быть вне Бога"" Столп

"Все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" Деян.17:21

Она забросила все прежнее, отдаваясь каждой минуте - "минута - дитя вечности. Женщина - дитя минуты" Ап.Григорьев - и как всегда в последние пять минут перед разлукой, сладкие своей беззаконностью, отрешаясь от себя, от своего как О.

Чужой всему в городе он поднялся на горку - на Никогде их форины харят - и пошел вслед за черным пудельком в сторону залива, где раздавил мерзавчик за Фауста на рубеже безбрежности.

И перешел границу, вынырнув из прозрачной - с искрящимися песчинками-волны.

"Вот за чем гонялись искатели приключений, что имело в виду искусство - приезд к себе, возобновление существования" Живаго

Он видел внутри себя подушки, ножи, веревки.

Он видел воду и женщину - она шла в купальнике и прическе а ля Мэрилин Монро. Мэрилин - Мэрлин - колдун.

"Всякая подлинная жизнь есть встреча" Бубер

Она увидела его глаза и поняла, что быть - не обязательно.

"Смерть есть возражение целого против ложного ограниченя" Ауробиндо

"Любовь открывается с наибольшей силой, когда близка смерть"

- Спасита, - сказала она.

Долгие их взгляды ложились дополнительными тенями от ева брезжущей лампы.

Немение речи вблизи нее, когда она закрывалась от света тенью его головы, и только в разлуке трех шагов рождались связующие их слова.

За поздним чаем она была трикстером, в концертах - дамой двадцатых годов, ночью сама собой - жадной женственной тьмой.

Она любила искусственные, заранее подготовленные слова, обозначая ими готовность обоих к последней близости.

Он помнил только лучшее - как безумны и нежны они были вдвоем.

И ничего не хотел знать о ней прежней - детской, с другими - не желая стать в ряду. Лучше5е длить неутоленье, чем быть как все.

Когда разговаривался, был резок - надоело быть добрым, хотел тычка в спину от сестричек, удара палкой от даоса. Футляр от ножичка, он мечтал удариться оземь и превратиться.

Он спал однажды в разных комнатах с нею, и встав, открыл ее дверь, белея телом, но она не позвала, и он ушел.

Ему снилось, что он молится на монастырскую церковь, но друг, ставший вплотную к спине, так разозлил, напирая, что он резко наступил ему на ногу. И тут сияющий купол ухнул вниз, накрыв их.

Ныла душа, выпутываясь из солнечного сплетения.

СИМУРГ

Тело нежесткое, веретенообразное, бр. часть уплощена, спинная округлена книзу; форма тела у женских особей и у мужских одинакова, кроме шарообразных вздутий на гр. части.

Ясно выражена большая голова, в грудь не втянута, лоб гладкий, под реснитчатыми глазами параллельные щеки. Верхняя губа имеется, ротовые части - грызуще-лижущего типа. Волосы лица приподняты, гр. и бр. - лежачие, либо их отсутствие, в лимфоузлах кустятся.

Задние конечности развиты хорошо, верх передних волосист, хватательного типа, задние к. прыгательного типа. Голени без выраженных шипов, со слабыми шпорами. Ложных ножек нет.

Общение между индивидами аудиовизуальное и контактным способом. Способен к самоликвидации (как особь и сообществом). Всеяден, обычен, повсюду. Все сезоны. Насчитывает около 20000 семей. Побочная ветвь. Полного превращения не достигает даже при естественном дряхлении.

Сбрасывает кожу и молод без увяданья. Праздный или спящий сутки напролет, лишь два часа он в охоте.

Видит сначала и густеет потом жирный запах жертвы.

Рога его - абрис йонэ, и голое тело - лингам.

Неистечением семени они безгрешны - беспрестанно они в желаньи друг друга.

Нападает сзади и даже когда кожный мешок жертвы вспухает внутренним морем, лица их бесстрастны.

Он назначен убить любовью и рыдая прорастает она стволом.

Он пробивает бугорок под теменем и погружает глубоко свое орудие, и, дойдя до предела, вскипает искомым.

И замерев к солнцу орел, бык и лев раскрыли дыры входа.

Размкнув эмбрион поклона, уравновесясь, они вышли на севере в красном, услыхав кю - земля родилась на царство - они причастились и соборовались.

В детстве 88 дней вибрировала воля Меркурия.

В юности 225 дней вечная Венера дарила интуицию.

Надвинув капюшоны, они загудели внутри себя словами, их разогрело солнце красоты, распластавшись по кругу крестом, через год они вышли в желтую страну "я" и со звуком сё отправились дальше - к затопленным островам золотой эры.

Суждения Марса о внешних чувствах два года вели мужественных людей.

Милосердие Юпитера играло 12 лет внутри чувств.

Скрепив ладонями куб неба - звук каку - сняв центральную зеленую оболочку, судьба их вела от понимания Сатурна и мудрости Урана 54 года. Они поднимались на пирамидах движения - небо опускалось в нежное море женских нор.

И войдя в голубое любви, за 165 лет раскинули крону рук короной Нептуна; на западе щелкнуло - тё - раздался рев, рокот, - внезапное пламя ворвалось в храм Духа, пожрав утварь и одежды.

Сомкнув щеки колен - звук у - через 248 лет они очутились в южном тексте знания Плутона, расширясь синим сводом силы и, выгорев дотла, скрылись в черной дыре.

Когда выносили часть пепла за спинами молящихся, теплое дуновенье исторгло общий вздох и толпа взрыдала.

Таков путь этго существа.

ПРИРОДА ЖИЗНИ

Жизнь - Евва - лишь часть Адама.

Ничего не было, все окутано голодом
и смертью.

Утром вблизи большой воды длинно стонут разлученные с крыльями птицы.

Голова солнца спрятана в облаках, застящих небо, ослепительных своей белизной как золото византийских небес.

- Любя, лепятся другу друг - льнуть, лень, лоно, луна, сома.

- Любя, поедают друг друга - алкать - алкоголь, сома.

Как и туман, плева разрыта ударами сердца. Медитация на закате - на воде три блика от солнца. Шар чернеет, поддержанный парой отражений.

Сгустки тьмы набухают каплями дождя, провисая на ветках кустов черной смородиной, разбивающих бледную пленку воды. Улитки, рычавшие под ногами живой смазкой, всползли на деревья, но стволы облегла плесень и клубится пористая листва.

Вздымаясь, озеро блистает кромкой воды, взрезая дупло древнего дуба, там мерцая как женский глаз. Память - в утробе чувств. Смерть выход наружу.

- Ты так неистово ищешь истину, что она шарахается от тебя. Почему не жить внутри себя?

- Отворив вены, выпускают в мир душу, связанную в крови. Цель Эля - раскрыть створки вещей и людей, уничтожить внешнее, стать чудищем, чтоб отнять силу у чудовищ.

- Принять все как есть, быть за поворотом иной - что б мы делали, мы все движемся в лучшие края со скоростью шестидесяти минут в час.

Три шара, голубоватых вначале, промчались сисо них, краснея вдали.

- Кто любит - не жалеет людей. Мы слишком привыкли стоять в добре, действовать для нас всегда зло, у нас выработалась привычка жить. Смерть воспитывает. Необходимо постоянное воспитание людей. Культура начинается с ножа для обрезания, и творчество это введение смерти в жизнь.

Открыв рану пещеры, он извлек из ножен змея длинный нож и сложив покровы одежд там где тень и дождь - одно - умбра-омбр, выпрямив спины они входят в озеро.

Он взрезает круг в воде. Провязанная до дна волокнами силы, она густея, прорастает круглым островом.

Он надел браслет из сушеных удов и коснувшись земли, обесплодил ее. Он изверг семя, кровь и нечистоты - получилось колесо жизни на белом круге, вписанном в красное.

Она взяла четки, выточенные из ста восьми черепов и излила молоко, кровь и алканье похоти - получилась пентаграмма с косой и молотом Одина.

Свернулась небесная твердь и облекла их камнем святости.

Древо жизни или женщина, жертва и справа даритель ислева жрец с жезлом или пучком травы - ибо всякая плоть - трава.

Она выходит из чрева озера, блистая чешуей воды, как из пещеры облаков выплывает тело Луны и одевает их тьма.

Грех о-деяния.

И он сжигал шкурки светимости солнечным жерлом, проросшим в крылатом зрачке. И победно трубил в бедренную кость умершей девственницы.

Страданьем своим жертва спасает себя и других.

Познавая, человек погружается в кафель пространств и желе времени, тогда как чем ближе к Началу - тем пустей.

Чтобы его тело стало бессмертным, она поджаривала его в кипящем масле.

Черепки покрыли жилище живших.

Просветление - это луна в зените, а полное пробуждение настает лишь после ее захода.

День родился, когда встретились луна и солнце - тело с головою.