ТЕМНАЯ ВЕСНА

Распродано

Купить на OZON

Перевод с немецкого Анны Глазовой, ISBN 5-98144-078-3

19 октября 1970 года художница Уника Цюрн выбросилась из окна своей парижской квартиры. В эту книгу вошли ее путевые заметки из путешествия в безумие.

Уника Цюрн пишет так, что каждое предложение имеет одинаковый вес. Это литература, построенная без драматургии кульминаций. Это зеркальная драматургия, драматургия замкнутого круга.

Эльфрида Елинек

Рисунки Уники Цюрн - гибрид экстравагантных почеркушек с тщательно прорисованными изображениями фантастических существ: люди и звери, конкретные образы и абстракции, паутина изощрённых красных, чёрных, белых штрихов тушью. Словно повторяющиеся кошмары, эти рисунки полны захватывающих деталей.

New York Times

В 1977 году Райнер Вернер Фассбиндер пригласил меня участвовать в новом фильме, в основу которого должен был лечь роман Уники Цюрн. В последнюю минуту съёмки отменились из-за самоубийства близкого друга Фассбиндера. А я уже чувствовала себя частью видений Уники Цюрн. Что делать с неизрасходованной энергией? Я купила видеокамеру и сняла фильм о своём подсознании, основанный на протоколах снов. Только 25 лет спустя я снова достаю плёнку из коробки. Я вижу сны, когда сплю... я вижу сны, когда бодрствую...иногда не знаю наверняка, сплю я, или бодрствую...

Ханна Шигулла о своём фильме "Протоколы снов"

Этой тонкой книжке место на прикроватном столике у тех, кого волнует ночь за гранью рассудка, но кто достаточно силен, чтобы всегда возвращаться из путешествия на ее край. Впрочем, нелишне помнить, что Уника Цюрн покончила с собой в возрасте 55 лет, когда невозвращения случаются гораздо реже, чем в пору отважного легкомыслия. Но людям с такими именами общий закон не писан. Такое впечатление, что эта уроженка Берлина умудрилась не заметить войны, работая с конца 1930-х на студии «УФА», выходя замуж, бросая мужа с двумя маленькими детьми и зарабатывая журналистикой. Первое значительное событие в ее жизни - встреча с сюрреалистом Хансом Беллмером в 1953-м году, последнее - случившийся вскоре первый опыт с мескалином под руководством другого сюрреалиста, Анри Мишо. В течение приблизительно десяти лет Уника - муза и модель Беллмера, соавтор его «автоматических» стихов, небезуспешно пробующая себя в литературе. Ее 60-е - это тяжкое похмелье, которое накроет «торчащий» молодняк лишь в следующем десятилетии. В 1970 году очередной приступ бросил Унику из окна ее парижской квартиры. В своих ровных фиксациях бреда от третьего лица она тоскует по поэзии и горюет о бедности языка без особого мелодраматизма. Ей, наряду с Ван Гогом и Арто, посвятил Фассбиндер экранизацию набоковского «Отчаяния». Обреченные - они сбиваются в стаи.

Кинопарк